О том, почему курс президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, который все эти годы твердил: «Сначала экономика, потом политика», полностью капитулировал перед падением нефтяных цен, размышляет редактор газеты "Трибуна" Жанболат Мамай.
По его мнению, экономическое развитие государства тормозит в первую очередь сама эта концепция елбасы, потому как политика все-таки первее. Как автор пришел к такому выводу — читайте в статье, к опубликованной на сейте "Трибуна.kz"....Фарид ЗАКАРИЯ, популярный в США политический аналитик и колумнист The Washington Post, в одной из своих публикаций перечислил причины, по которым цены на нефть не поднимутся в обозримом будущем. По мнению американского аналитика, низкие цены на энергоносители заставляют нефтяные режимы лихорадочно искать кэш (наличные деньги), чтобы выполнить обязательства перед бюджетниками, а это в свою очередь приведет к тому, что они начнут увеличивать добычу.
Иракскому правительству необходимо 4 млрд долларов ежемесячно, чтобы платить зарплаты 8 млн бюджетникам, а выручка государства от продажи нефти составляет 3 млрд долларов, приводит пример ЗАКАРИЯ.
Неважно обстоят дела и в других нефтедобывающих государствах, таких как Венесуэла, Нигерия, и даже в Иране, где надеялись, что после снятий санкций они смогут зарабатывать большие деньги. Однако Тегеран вместо 250 млрд долларов в год от продажи нефти, на которые он надеялся до снятия санкций, после падения цен на ресурсы может рассчитывать лишь на 2,35 млрд долларов ежемесячно. Другими словами, чем больше нефтяные режимы будут нуждаться в деньгах, тем больше энергоресурсов они будут выставлять на экспорт, что в свою очередь не даст нефтяным котировкам пойти вверх.
Климат и география лишь отговорки
Казахстан еще одна страна, которая также сильно зависит от цен на энергоресурсы. После того как страна лишилась миллиардов долларов из-за низких цен на нефть, Акорда еще более настойчиво заговорила о необходимости диверсификации экономики.«Индустриализация, экономический рост, основанный на диверсификации. Для выхода на качественный рост и диверсификации экономики мы реализуем программу индустриализации. Она является своевременной, исключительно необходимой мерой. Нефть была вчера $100, завтра $40, и мы сидим без денег. Потому что у нас никогда не было индустриализации, у нас не было другой экономики, для СССР мы были сырьевым придатком, с которого вывозили сырье. Так вот я хочу и мы хотим, чтобы оно перерабатывалось здесь, давало добавочную стоимость. Чтобы мы больше зарабатывали денег за счет этого богатства», — говорил президент НАЗАРБАЕВ во время презентации «пяти институциональных реформ».
Но сможет ли Казахстан избавиться от «нефтяного проклятия» и слезть с энергоресурсной иглы? Под силу ли действующему политическому режиму диверсифицировать экономику? Почему курс НАЗАРБАЕВА, который все эти годы твердил: «Сначала экономика, потом политика», полностью капитулировал перед падением нефтяных цен?
В одном из своих выступлений президент РК заявил, что «есть конкретные и простые факторы, которые кардинально влияют на нашу экономику. Это климат, большие расстояния, отсутствие выхода к морю».
С течением времени многим становится очевидно, что это лишь одна из многочисленных отговорок Акорды, которая так и не сумела превратить Казахстан в процветающее государство. Если лишь климат является препятствием на пути мощного экономического развития, то как можно объяснить пропасть в благосостоянии между Южной и Северной Кореей? Почему Восточная Германия сильно уступала в развитии Западной Германии? В чем причина экономического отставания Латинской Америки от североамериканских государств? Ведь США и Мексика имеют схожие географические условия, и последняя до прихода европейских колонизаторов была более развита в экономическом и культурном плане, чем первая. Как островное государство Англия, некогда отдаленная провинция Римской империи, стала родиной промышленной революции и превратилась в одну из великих держав в предыдущие столетия? Как Южно-Африканская Республика последовательно продвигается в экономике, тогда как многие ее соседи по африканскому континенту прозябают в нищете?
Почему Ботсвана, еще одна африканская страна, после обретения независимости, вопреки многим обстоятельствам, стала усиленно развиваться?
Все эти примеры откровенно демонстрируют, что главной причиной экономического отставания государств являются не климат и их географическое положение. Также и Казахстан имел все шансы диверсифицировать экономику и превратиться в одно из самых богатых государств в регионе. Ссылки на то, что у нашей страны не тот климат и она не имеет выходов к морю, от лукавого. Ведь нам, девятому государству в мире по территории, богатому природными ресурсами, грех жаловаться на условия. Прежде чем говорить о том, что нам не повезло с климатом и территорией, надо бы вспомнить Японию, Новую Зеландию или Южную Корею — маленькие страны, которые превратились в успешные государства.
Причина экономического провала — в политической системе
Нехватки талантливых специалистов и профессионалов своего дела Казахстан также не испытывает. За два десятилетия существования программы «Болашақ» ее выпускниками стали более 10 тысяч казахстанцев. Где эти «болашакеры», которые приносят технологический прогресс, проводят индустриализацию, поднимают экономику? Почему их не видно на политическом, экономическом или культурном небосклоне? Среди них есть и те, которые занимают высокие должности, однако никто из них так и не отличился прорывной идеей в развитии экономики или любой другой сферы. Винить «болашакеров» или других казахстанцев в этой ситуации, конечно, легко, но, по сути, они не способны ничего изменить в стране.Сетовать на ментальность и считать, что казахстанцы неталантливы, не знают, как поднять экономику, не имеют прорывных идей, — неправильно. Немало талантливых казахстанцев процветает в зарубежных государствах: трудятся в Силиконовой долине, в ведущих западных банках, строят бизнес в свободных государствах и даже снимают мировые блокбастеры, как Тимур БЕКМАМБЕТОВ. Почему-то у одних казахов, которые живут на Западе, получается запускать успешный бизнес, заниматься прибыльным делом и процветать, а другим, которые живут на своей родине, редко удается, кроме избранных. Значит, дело не в том, что казахстанцы бесталанны и не имеют каких-либо навыков.
Звучат голоса, что нужно приглашать мировых специалистов по экономике и политике и учиться у них, как диверсифицировать экономику и строить успешное государство. Однако и этот этап можно считать пройденным. Казахстанское руководство консультируют и бывший премьер-министр Великобритании Тони БЛЭР, и известный ученый Ицхак АДИЗЕС, и экономист Джереми РИФКИН, и высокопоставленные экс-чиновники европейских государств КВАСЬНЕВСКИЙ, ПРОДИ, ГУЗЕНБАУЭР и другие.
Но никакой практической пользы для казахстанской экономики они не принесли — только убытки, связанные с их многомиллионными гонорарами. Западные аналитики приводят много примеров, когда даже лауреаты Нобелевской премии и выдающиеся ученые никак не могут помочь развитию экономики в определенных государствах. Так было в Гане, Ливии, Чили, Аргентине и во многих других государствах. Это явно указывает на то, что главной причиной экономических неудач являются не отсутствие западных консультантов и советников, а другие факторы.
Так что же тогда тормозит экономическое развитие государства? В первую очередь, сама концепция «Сначала экономика, потом политика». Без политических институтов, личных свобод, обеспечения равенства всех граждан, незыблемости частной собственности, соблюдения Конституции и законов, свободных и независимых СМИ, парламента, прозрачности работы правоохранительных органов, четкого разделения ветвей власти, независимой судебной системы ни о каком экономическом развитии речи быть не может. Конечно, полностью исключать возможность экономического роста нельзя — так же как и другие нефтяные режимы, Казахстан неплохо развивался в период высоких цен на нефть. Однако такой рост никак не связан с грамотной и дальновидной экономической политикой власти: как только цены на энергоносители упали, от экономического роста не осталось и следа. Временный рост не обеспечивает и долгосрочного развития — нет ни инноваций, ни технологического прогресса. Как только упали цены на сырье, рассеялась иллюзия об экономическом благополучии Казахстана.
Так почему же власть в период высоких цен на энергоносители и сырье не диверсифицировала экономику, не провела форсированную индустриализацию? Было бы необъективным полагать, что в правительстве и в высоких кабинетах Акорды сидят только ничего не понимающие в экономике чиновники, которые настолько глупы, что живут лишь одним днем. Надо признать, что это не совсем так. Так почему они не спохватились раньше и не начали диверсификацию экономики? Что мешало «нефтяному принцу» Тимуру КУЛИБАЕВУ инициировать строительство нефтеперерабатывающего завода? Ведь у него есть и команда, и деньги, и знания. Что мешало ему и остальным воплотить в жизнь мечту о диверсификации экономики?
И здесь мы подходим к основному вопросу. Политический режим, который более 25 лет правит страной, диверсификацию экономики провести не способен. Одна из центральных задач авторитарного режима — пользуясь властными рычагами, выжать максимум выгоды, получить наиболее жирные куски экономического пирога, поделить богатство в узком кругу политической верхушки. Тем более в годы, когда цены на нефть держались на уровне 100 долларов за баррель, миллиарды долларов потекли рекой в страну, политический истеблишмент был занят дележом сверхдоходов. Никто из них не был и не будет заинтересован во вкладывании денег в казахстанскую экономику — ворованные деньги для них безопаснее хранить в офшорных зонах, подальше от посторонних глаз. Тем более они прекрасно понимают, что нет никаких гарантий неприкосновенности их собственности в Казахстане.
Запустит проект условный Кулибаев или Утемуратов в стране — а что если он попадет в опалу? Гарантирует ли государство неприкосновенность его имущества? У всех перед глазами пример банкира Мухтара АБЛЯЗОВА, у которого отобрали БТА Банк, несмотря на крупные финансовые издержки. Ведь в деле БТА Банка была не экономика, а чистая политика: Акорда уничтожила своего непримиримого оппонента. Другими словами, в стране, где все сводится к сохранению политического строя, чтобы элиты могли и дальше обогащаться за счет своего высокого положения, экономические законы не работают — действует закон джунглей, где сильному достается все, а проигравшему — ничего. По той простой причине никто из крупных бизнесменов не будет вкладываться в казахстанскую экономику, не будет строить заводы и фабрики, проводить индустриализацию. Мечтать о том, что олигархи будут возвращать миллиарды долларов в РК, может только наивный. Диверсификацию экономики и индустриализацию может проводить государство, но и там чиновники разных мастей будут извлекать свою выгоду — попусту воровать выделенные деньги и переводить их в те же офшоры.
Вся эта возня вокруг диверсификации и индустриального развития Казахстана сопровождается громкими лозунгами и пиар-кампаниями, на раскрутку проектов вовлекается немало западных специалистов. Но нужно понимать одно: в годы высоких цен на нефть прорывные предприятия строились не потому, что власть в действительности хотела диверсифицировать экономику, а потому, что нужно было хоть куда-то тратить нефтедоходы. Таким образом, создавались рабочие места для населения, люди начинали платить налоги, делать покупки, одним словом, раздувался экономический пузырь. Точно так же и с глобальными проектами Акорды, типа ЭКСПО-2017, Азиада в Алматы и Астане, заявка на проведение Зимних олимпийских игр. Все эти пиар-проекты были необходимы Акорде и лично НАЗАРБАЕВУ не только для раскрутки позитивного имиджа режима на Западе, но и для того, чтобы вкладывать деньги в экономику, в строительство, создавая рабочие места. Если люди имеют работу и деньги, могут покупать различные товары, то и режим может быть спокоен: львиную часть доходов он делит между собой, а небольшая часть идет на договор с обществом «хлеб в обмен на власть».
Весь этот маскарад по диверсификации экономики шел в тучные годы, когда денег было очень много. Но сейчас, когда прежних объемов нефтемиллиардов нет, у Акорды не остается иного выхода, кроме как свернуть все эти экономически нерентабельные проекты. И это постепенно приведет к напряжению в обществе: если доходы населения будут продолжать падать, рабочие места сокращаться, снизится потребительская активность, то протесты неминуемы.
Будут ждать у моря погоды
Так что же делать в этой ситуации? Одни экономические трудности не приводят к свержению режимов. Яркий тому пример — ситуация в Зимбабве, где режим МУГАБЕ продолжает править, несмотря на экономические сверхтрудности, вот уже несколько десятилетий. У казахстанского режима дела сейчас куда получше: есть несколько десятков миллиардов долларов в запасе и надежда на повышение цен на нефть. Но о диверсификации говорить не приходится: Акорда будет ждать у моря погоды, как старик в сказке, и надеяться на возвращение высоких цен на энергоносители.Нынешнему политическому режиму не нужны диверсификация экономики и ее устойчивое развитие (именно развитие, а не рост!), об этом мы говорили выше. Акорда будет ждать запуска «Кашагана» и того, что Запад с Россией все-таки договорятся и ситуация в мире нормализуется. Но если совсем будет плохо, под боком есть большой Китай — там всегда можно взять миллиарды долларов кредитов в обмен на сотрудничество и аренду земель, дабы отсрочить агонию политического режима.
Так что забудьте о диверсификации экономики — ничего этого не светит при нынешнем политическом режиме. Для того чтобы избавить Казахстан от нефтяной зависимости, нужно сначала избавиться от авторитаризма и построить демократическое и рыночное государство, где будут функционировать политические институты и законы. С нынешним режимом нас ждет неминуемый конец, вопрос только в сроках. Будет это через 5 лет или 10, не важно, «Титаник» все равно пойдет ко дну. Отсюда вытекает главный вопрос: а не утонет ли вместе с ним и страна?
Жанболат МАМАЙ
Источник - respublika-kaz.info
0 коммент.:
Отправить комментарий