Туркменские власти принимают самые разные меры, чтобы пополнить численность туркменской армии солдатами. Объясняется это тем, что переход в 2014 году на 12-летнее обучение в средней школе, которое раньше составляло 10 лет, привел к тому, что армия Туркмении испытывает проблемы с призывом юношей на военную службу.
Но есть и другой фактор - очень неблагоприятная демографическая ситуация. Результаты последней переписи населения, состоявшейся в 2012 году, так и не опубликованы. Вероятно, это связано с тем, что они показали сокращение численности населения. Кроме того, из-за массовой наркомании нынешнее поколение - не здоровое в массе, и не всех могут даже при желании призвать в армию.Власти Туркмении, чтобы увеличить численность армии пускают в ход различные способы. Один из них - закрытие военных кафедр в ВУЗах. Такие кафедры остались только в трех ВУЗах, если не считать профильных учебных заведений силовых структур. Это - государственные институт транспорта и связи, архитектурно-строительный институт и международный университет нефти и газа, а срок прохождения действительной военной службы увеличен с 2 до 3 лет, в том числе для лиц с высшим образованием и поднят предельной призывной возраст с 27 до 30 лет.
Еще один способ пополнить ряды ВС Туркменистана - не разрешать покидать страну, пока не отслужат срочную, выпускникам и студентам зарубежных ВУЗов, по тем или иным причинам приехавшим в Туркмению. Сотни молодых людей, которые надеялись поступить в иностранные ВУЗы, и те, кто там уже учился и приехал домой на каникулы, не могут выехать из Туркменистана. Не по юридическим основаниям, а по прихоти чиновников, власти вдруг решили, что туркменистанцы могут обучаться за рубежом только в государственных ВУЗах. В других же учебных заведениях они обучаться не имеют права. Выяснилось, что из всех, кто планировал поступать в ВУЗы, только пятая часть хотела учиться в туркменских учебных заведениях, остальные (около 80%) предпочли учебу за границей.
Причин тому несколько:
- в текущем году туркменские ВУЗы смогут принять 4275 человек (без учета ВУЗов военного профиля), и еще 1698 человек смогут поступить в средне специальные учебные заведения. Выпускников же школ в этом году около 115 тысяч (по официальным данным). А есть еще выпускники прошлых лет, не сумевшие поступить ранее, но мечтающие это сделать. Т.е. туркменские учебные заведения способны принять мизерное количество студентов;
- низкое качество преподавания в туркменских высших школах, и соответственно низкий уровень знаний, получаемый студентами;
- коррупция. За поступление в государственный университет или народнохозяйственный институт требуют взятку в размере 20 тысяч долларов. Немногим меньше размеры взяток в другие ВУЗы. Даже для поступления в средне специальные учебные заведения (педагогические или медицинские училища) необходимо "дать на лапу" от 10 до 15 тысяч долларов. И большинство родителей выпускников школ небезосновательно считают, что обучение сына или дочери в платных ВУЗах за рубежом, существенно дешевле, чем в государственных учебных заведениях Туркменистана.
Ребят, которые вернулись домой с дипломами зарубежных ВУЗов в надежде устроиться на работу, но не смогли этого сделать и попытались снова выехать в поисках работы, не выпускают на границе, указывая, что сначала надо отслужить в армии. Студенты, которые учатся в частном порядке за границей, стараются не приезжать на каникулы в Туркмению. Тех же, кто приезжает, задерживают при выезде обратно по той же причине. Это порождает коррупцию, родители стараются за взятки добиться выезда своих детей. "Ставка" в пунктах пропуска в аэропортах - 5 тыс. долларов, ж/д вокзалах – 2-3 тыс. долларов.
В Туркмении выпускников общеобразовательных школ, которым уже успело исполниться 18 лет, призовут в армию через день после окончания последних экзаменов. Отмечается, что ранее учащихся вызвали в военкомат, где заставили заполнить необходимые для отправки в ВС документы, а также отбирали паспорта и предупреждали, что 16 июня они обязаны прийти вновь, дабы 17 июня проследовать к месту дальнейшей службы, а те, кому 18 лет исполняется позже и кто попадет в осенний призыв, будут служить два года и восемь месяцев.
Также стало известно, что миграционная служба перестала выдавать паспорта ребятам 1997-1998 годов рождения. Им заявляют, что паспорта, следовательно, и возможность выехать за пределы страны, они получат только после службы в армии.
Одной из главных причин, объясняющих нежелание туркменской молодежи служить в армии, является дедовщина. Самая главная и наиболее болезненная черта туркменской дедовщины – это само собой возникающее деление солдат на группы по родоплеменному признаку. Так, если в воинской части преобладают марыйские текинцы, то представителям других велаятов и племен приходится туго. И опять же наоборот, если ситуацию в части под своим контролем держат емуды из Дашогузского или Балканского велаятов, то ахалским и марыйским текинцам служба навряд ли покажется сахаром...
И тогда там, где баланс нарушается, случаются массовые драки между солдатами разных племен, отмечаются факты дезертирства, членовредительства, суицида. Из таких неблагополучных частей солдаты, вернее их тела, очень часто возвращаются на родину в цинковых гробах.
В связи с жестокими проявлениями "дедовщины" и низким уровнем дисциплины в войсках, родители и близкие родственники военнослужащих вынуждены изыскивать возможности уклонения своих детей от военной службы, что, в свою очередь влияет на рост уровня коррупции среди сотрудников министерства обороны.
По указанию Минобороны республики, в армейских частях, особенно в приграничных с Афганистаном заставах, организовывается показательные застолья, куда приглашаются родители молодых солдат. Цель такого мероприятия – демонстрация стабильности на границе, а также того, что туркменская армия хорошо обеспечена.
Все эти меры по срочному увеличению численности армии вызваны обостряющейся ситуацией на афганской границе. Если раньше власти Туркмении надеялись на ополчение афганских туркмен, живущих в приграничье по ту сторону границы и, вроде бы, взявших на себя функцию защиты тех районов от террористов, то сейчас эта надежда себя не оправдывает. Тем более что в этих районах в последнее время появились и укрепляются группы ИГИЛ, а афганские туркмены не готовы противостоять ИГИЛ.
Но это не единственная опасность, с которой приходится на этом направлении считаться властям Туркмении. Они должны принять во внимание активизацию исламистского подполья в самой республике, особенно среди молодежи.
Туркменские юноши призывного возраста и их родители хотят, чтобы в их нейтральной стране армия была профессиональной, и чтобы службу в рядах вооруженных сил страны могли проходить на добровольной основе с заключением соответствующего контракта с Министерством обороны. Однако ни президент, ни депутаты парламента, к сожалению, даже не изучают возможности перехода на контрактную систему формирования вооруженных сил.
Розмурат Ягмыргельдиев
Источник - ЦентрАзия
0 коммент.:
Отправить комментарий