Лента новостей
Загрузка...

Таджикистан: борьба за власть между кланами усиливается

Нынешний Таджикистан можно представить в виде маленького пирога, который поделен между детьми из кулябского, каратегинского, ходжентского, гиссарского и памирского кланов, постоянно дерущихся между собой за кусочек заветной сладости, где припрятан изюм. Конечно, это банальная шутка из цикла детских воспоминаний, но очень схожая с реальными политическими процессами в республике, в которых каждый готов перегрызть оппоненту горло за власть и деньги.

Повсюду чиновники усердствуют выдвигать своих людей на важные государственные посты и скрепляются клановыми союзническими узами, хотя и ненавидят друг друга. Если происходит какое-нибудь «несчастье», а стороны взаимообижаются или один из них хочет нарушить статус-кво, устраиваются всевозможные интриги и проводятся подковерные игры. Порой элитарные круги готовы идти и по трупам.

Старая мудрая таджикская пословица гласит, что в республике каждая местность занимается своим делом: «Памир – охраняет, Куляб – танцует, Курган-Тюбе – пашет, Душанбе – производит, Ходжент – торгует и правит». Однако это, некогда сочиненное высказывание, потеряло свою актуальность и сильно исказилось.

После гражданской войны лидеры ходжентского клана практически были стерты с лица земли, а власть перешла к кулябцам. После того как президентское кресло занял тоталитарный Эмомали Рахмон, клан начал контролировать доступ ко всем существующим в стране ресурсам. С тех пор нерадивое племя эксплуатирует население и высасывает народные богатства.

На первый взгляд кулябская стая кажется стабильной и сплоченной, но не тут-то было. В ней происходят большие перемены – начался кровопролитный передел влияния и денег. Несмотря на кажущуюся стабильность и сплоченность дружины, в «семье» происходят большие интриги за дележ «пирога». Публичное проявление конфликтных отношений было продемонстрировано Рустами Эмомали, когда он из огнестрельного оружия чуть не убил своего дядю «Хасанчу».

Для того чтобы понять логику грызни внутри самой стаи, следует обратить внимание на его деление на группировки, крупнейшие из которых пархарцы, возглавляемые мэром Душанбе Махмадсаидом Убайдуллоевым и дангаринцы, предводителем которых является лично Эмомали Рахмон. Между группировками существует давняя вражда, обострившаяся после футбольного матча между командами «Равшан» (клуб пархарцев) и «Истиклол» (клуб дангаринцев), где сын президента Рустами Эмомали, играющий за последнюю, получил травму от брошенных болельщиками подручных предметов.

После этого эпизода с президентским сынком внутриклановое противостояние вылилось в очередную кампанию кадровых перестановок в высших эшелонах власти, направленную на поэтапное смещение дангаринцами пархарцев. Вместо них к власти допускаются представители других сословий. В то время когда в стране сохраняются всевозможные проблемы, связанные со слабой экономикой и нескончаемыми попытками террористов отобрать власть у Рахмона, глава государства вынужденно назначает на ключевые должности раштских бывших полевых командиров Объединенной таджикской оппозиции.

Успешно миновав очередной барьер в виде ноябрьских президентских выборов, Рахмон сделал несколько стратегических шахматных ходов. Он привнес во власть Абдухалима Назарова, сделав на него большие ставки. Как бывший боевик и командир «шохмансурского штаба» ОТО, он имеет большой опыт ведения диверсионной войны. Ни зря его Эмомали Рахмон недавно откомандировал для выполнения спецзадания в Исфаринский район Согдийской области, где происходит конфликт с киргизами на границе.

Забавно, что кошмарные сны Рахмона приобретают все отчетливый характер. Он очень сильно боится, что после вывода подразделений НАТО из Афганистана боевики хлынут в республику из южных подступов. Поэтому перед вновь назначенным заместителем министра обороны генерал-майором Абдухалимом Назаровым поставлена задача организовать резню афганских террористов, используя связи среди моджахедов.

Стоит вспомнить, что в годы гражданской войны Абдухалим Назаров долгое время прятался в Афганистане, откуда координировал подконтрольные ему отряды ОТО в Душанбе, Вахдатском и Раштском регионах. По его приказу были убиты многие влиятельные лица в столице, члены правительства и бизнесмены.

Почувствовав вкус власти и вседозволенности, сегодня Назаров начал зондировать вопрос зачисления на службу влиятельных полевых командиров ОТО и движения «Талибан» в Афганистане Хакима Каландарова и Мирзоали Халимова.

Названные бандиты родом из каратегинского клана, силы и опыт которых в будущем будут направлены против самого же Эмомали Рахмона, тем более в последние годы они прочно укрепили в республике свое влияние и сконцентрировали в руках большой арсенал оружия. Каратегинцы исконно отличаются традиционной предприимчивостью, инициативностью, мобильностью и крайней религиозностью. Не зря интересы каратегинцев всегда лоббировала Партия исламского возрождения, а в годы гражданской войны клан составлял ядро ОТО, лидерами которых были полевой командир Ризвон и Мулло Азам. Каратегинцы негативно относятся к русским и узбекам, а после гражданской войны эта неприязнь лишь многократно усилилась. Доказательством этому может послужить вооруженный конфликт между узбеками-народофронтовцами и каратегинцами в августе 1993 года, когда на стороне последних выступили их враги – кулябцы.

Столь безграничное доверие бандитам ОТО из «каратегинской» стаи обернется для Эмомали Рахмона трагедией. В один прекрасный день его самого и большую ненасытную семью могут обнаружить убитыми в собственных же особняках

Источник - eurasianews.info

0 коммент.:

Отправить комментарий