Лента новостей
Загрузка...

Испорченные отношения. Как изменилась межэтническая ситуация в Казахстане?

k3372d9023 В последнее время меж­этническая ситуация в Казахстане серьезно осложнилась, и, похоже, ей уже не быть “стабильной” и “спокойной”, как прежде. По прогнозам многих экспертов, тревожная тенденция будет только нарастать, причем абсолютно бесконтрольно. Как оказалось, в стране отсутствуют серьезные исследования в данной области, а, следовательно, необходимая профилактическая работа не ведется.


Запретная тема


Эту проблему на днях обсудили участники очередного заседания аналитической группы КИПР. Уже с первых минут они углубились в дискуссию о том, почему мониторинг межэтнической ситуации в Казахстане сталкивается с серьезными трудностями. Некоторые из собравшихся в глаза не видели подобных исследований, хотя в Казахстане неоднократно предпринимались попытки “раскрутить” их.


Как напомнил директор Центра актуальных исследований”Альтернатива” Андрей Чеботарев, в числе первых, кто стал заниматься таким анализом, был политолог Нурболат Масанов, который издал несколько сборников. Позже подобный мониторинг пытались вести по линии Министерства информации и общественного согласия, Института философии и политологии (группа Валентины Курганской), КИСИ (при Маулене Ашимбаеве), Институт политических решений (до своего закрытия). По словам Чеботарева, повышенный спрос на исследования в межэтнической сфере был зафиксирован после памятных конфликтов в Чилике, Маловодном, Маятасе: “Тогда зашевелились и государственные, и неправительственные структуры, та же Ассамблея народа Казахстана. Но как-то быстро этот спрос иссяк”.


Сегодня таким мониторингом почти никто не занимается, хотя именно сейчас на фоне обострения политического кризиса на Украине в нем есть острая необходимость. В свое время украинские власти не уделяли должного внимания вопросам изучения межнациональных отношений, и в итоге они приняли крайне острый характер и вышли из-под контроля. Из случившегося там необходимо извлечь правильные уроки всем, особенно странам постсоветского пространства. Но наши власти вместо этого пошли привычным путем – они стали еще туже “закручивать гайки”, пытаясь подавить любые проявления инакомыслия и противопоставить ему давно устаревшие методы пропаганды. Как правило, реальная межэтническая ситуация тщательно замалчивается, причем на всех уровнях – властями, экспертами, общественными деятелями и даже СМИ.


- Многие средства массовой информации уже выключены из процесса обсуждения проблем, связанных с межнациональными отношениями, они стараются не поднимать их, не трогать, потому как это чревато множеством разных последствий, – признался главный редактор Za­kon.kz Ержан Сулейменов. – В последнее время в законодательство внесено столько поправок, еще более ограничивающих деятельность СМИ и ужесточающих их ответственность, что журналисты теперь предпочтут не лезть в эту сферу. Таким образом межэтнические проблемы загоняются вглубь, и это серьезная угроза для страны….


- Мы боимся говорить о межэтнических отношениях, – продолжила главный научный сотрудник КИСИ Ирина Черных. – У нас об этом пишут только казахскоязычные СМИ… В русскоязычных действует табу, связанное с возможностью привлечения издания к ответственности за разжигание розни. Но если мы будем замалчивать эти проблемы и не пускать их в публичное поле дискуссий, то те или иные идентификационные группы начнут закрываться. И теория показывает, как, впрочем, и практика, что это выход на радикальные действия. Поэтому молчать нельзя, надо говорить и исследовать.


По словам экспертов, у казахстанцев мнение о настроениях в обществе складывается, главным образом, из комментариев и публикаций в социальных сетях. И хотя эти высказывания не могут отражать реальную картину, потому как носят субъективный характер (причем зачастую ангажированный), тем не менее они имеют огромное воздействие на людей. Достаточно вспомнить печально известный выпуск журнала “Аныз адам”, полностью посвященный личности Адольфа Гитлера, – он буквально расколол интернет-аудиторию на два лагеря, хотя многие участники обсуждения даже не были знакомы с его содержанием.


Последние спокойные годы


Основным докладчиком на заседании выступила Гульмира Илеуова, директор Центра социально-политических исследований “Стратегия”,который в 2009-2010 гг. проводил мониторинг межэтнических отношений в Казахстане. Тогда в этой сфере, согласно результатам опроса, складывалась благополучная обстановка. Доминирующая часть респондентов (70%) охарактеризовала взаимоотношения между различными этносами как спокойные и дружелюбные. Нейтральными и безразличными посчитал их каждый пятый опрошенный. И лишь 3% дали негативную оценку ситуации.


Распределение данных по этническим группам свидетельствовало о том, что русские склонны более критично оценивать положение собственного этноса, нежели казахи и представители других национальностей. Так, согласно результатам опроса, проведенного в 2010-м, 73% казахов чувствовали себя полноценными гражданами страны, в то время как среди русских этот показатель составлял лишь 41%.


“Русские во всех опросах демонстрируют более скептический взгляд на социально-экономическую ситуацию в стране. Они всегда более недовольны, более требовательны”, – прокомментировала Гульмира Илеуова. По ее словам, если провести подобное исследование сейчас, то будут зафиксированы приблизительно такие же данные.


Однако не все эксперты согласны с ее оценкой.


- Динамика в межнациональных отношениях просто сумасшедшая, – такое мнение высказал председатель наблюдательного совета ОО “Казпотребнадзор” Талгат Абдижаппаров. – Это видно по тем же социальным сетям. Да, их можно назвать кривым зеркалом, но они в какой-то степени отражают те настроения, которые существуют в обществе. Стабильность как некая консервация будет подвергаться испытаниям, трансформации. Если реально разобраться, то 2015-й и 2016-й – это, наверное, последние годы, когда Казахстан был тем местом, где можно было спокойно зарабатывать деньги и осуществлять мечты, не оглядываясь на то, кто твой сосед, что вокруг происходит. Предпосылок для нестабильности очень много, ситуация кардинально изменится.


Русские уедут, язык останется?


О том, что межэтническая ситуация меняется на глазах, по словамжурналиста Ярослава Разумова, свидетельствует рост числа желающих уехать на ПМЖ в Россию. А чтобы убедиться в этом, достаточно просто зайти в представительство Федеральной миграционной службы РФ в Алматы. Если одно время миграционные настроения поутихли, то после украинских событий и некоторых изменений в российском законодательстве они вновь усилились.


Согласно данным Агентства РК по статистике, среди 13 тысяч человек, уехавших из Казахстана в первой половине прошлого года, доля русских составила 71%, украинцев – 8%, немцев – 6,4%. Если судить по результатам социологических опросов, то причины миграции связаны с социально-экономическими проблемами, отсутствием перспектив самореализации и языковой политикой государства.


Что касается последнего фактора, то здесь мнения участников “круглого стола” разделились. Если одни прогнозируют вытеснение русского языка из Казахстана, то другие уверены, что “великий и могучий” еще очень долго будет оставаться в республике на передовых позициях. В этой связи некоторые эксперты поддержали апрельский призыв главы государства к членам Ассамблеи народа Казахстана следить за соблюдением чиновниками закона о языках и не допускать перегибов, тогда как их оппоненты, напротив, осудили его – по их словам, не стоило так громко заявлять о языковых проблемах неказахского населения, тем самым перечеркивая все предыдущие усилия по продвижению государственного языка.


- Я абсолютно уверен: даже если в стране не останется ни одного неказаха, русский язык стопроцентно сохранится, – заявил председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр Своик. – Потому что русскоязычие для современного образованного казаха – это абсолютно естественное и даже необходимое состояние. Это не беда, это не проклятие, это не временное, от чего надо уходить, это то, что обретено навсегда. Возможно, добавятся англоязычие, китаеязычие, но русскоязычие никуда не денется, так как оно воспроизводится самой же казахской элитой не хуже, чем остальными этносами. В этом смысле драматизировать ситуацию не приходится. Она нормальная. Важно понимать эту сущность и, не отвергая ее, потихонечку двигаться вперед…


Регулятора давай!


Столь же осторожнуюи взвешенную позицию необходимо занять и в межэтнических вопросах, хотя бы на тот период, пока в стране не начнут изучать эти проблемы на серьезном уровне, считают эксперты. Правда, произойдет это не скоро, поскольку на подобного рода исследования необходимы значительные финансовые суммы. Причем осилить их способно только государство, считает историк Асылбек Бисенбаев. Никакие частные западные фонды не выделят столько денег, так как речь идет о постоянной скрупулезной работе на местах. При этом он уверен, что одним мониторингом, о чем все время твердили его коллеги, тут не обойтись, – источников информации должно быть много.


- Мониторинг – это какой-то небольшой срез, – попытался объяснить Асылбек Бисенбаев. – Дальше идет анализ, но и он не самое главное и не последняя цель, потому что надо давать оценку ситуации, рекомендации. Дальше мы должны написать, какие будут результаты. И это еще не все – мы должны прописать, какие будут последствия в результате принятых решений и их реализации. А потом опять начинается анализ. Это замкнутый круг. Поэтому необходимо менять организационную форму деятельности по изучению казахстанского общества. Понятно, что те 17 миллионов, которые у нас проживают, имеют такую региональную, национальную и этническую специфику, что нельзя говорить о том, будто все казахи выступают за это, а русские – за то. Допустим, я – казах, имеющий либеральную нацеленность, не поддерживающий действия России в Крыму. Возьмем другого казаха – у него, возможно, будет совсем противоположное мнение, не только в силу географии, но и истории, воспитания и прочего…


На взгляд Бисенбаева, необходимо создать единый государственный центр, который бы регулировал работу многочисленных институтов, изучающих вопросы казахстанского общества, не только в межэтническом плане, но и в политическом, социальном, экономическом. Именно он мог бы распределять задачи, сводить все данные, нести за них ответственность. Но для начала не мешало бы провести в стране хотя бы нормальную перепись населения…


Источник  -  maxala.org



Испорченные отношения. Как изменилась межэтническая ситуация в Казахстане?

0 коммент.:

Отправить комментарий