Испокон веков узбеки прославились своим гостеприимством и доброжелательностью. Центрально-Азиатский регион в целом и Узбекистан в частности, является своеобразным «перекрестком» различных обычаев, культур, языков, религиозных убеждений. Для народов региона характерно почитание взрослых, уважительное отношение к людям, несмотря на их национальное происхождение и вероисповедование. Именно это и является основой добросердечных межрелигиозных отношений.
Проявление богатства души, человеческой доброты, национальной и религиозной толерантности сформировалось в Узбекистане в далеком прошлом. В стране мирно сосуществовали приверженцы различных религий, в частности буддизма, иудаизма, зороастризма, христианства. Благодаря совместным раскопкам французских и японских археологов, были открыты многие важнейшие страницы нашей истории, прежде всего «Черная скала» и «Фаёз» периода буддизма, древнейшие погребения в пещере Тешик-Таш, останки Дальверзинтепа и Согдианы.
В Центрально-Азиатских условиях, зороастрийцы вели оседлый образ жизни, занимались земледелием и скотоводством. В дальнейшем это оказало огромный вклад в развитие монотеистической идеи и способствовало началу новой стадии в развитии духовности человечества. Во-первых, зороастризм был синкретическим компромиссом между монотеистическим (единобожье) культом Ахура- Мазды, с одной стороны, и староиранским языческим политеизмом (многобожье). Во-вторых, если раньше люди поклонялись от беспомощности и страха перед Божьим гневом и его разрушительной силой, то теперь зороастрийцев призывали поклониться богу Ахура- Мазде, который дарует людям вечную, счастливую и беззаботную жизнь после их погребения.
Распространение буддизма из Индии в Центральную Азию, как правило, связывают с правлением кушанов. Буддизм был одной из основных религий в период Кушанского ханства при Императоре Канишке (конец I в.- начало II в.). В ходе исторических исследований встречались монеты, на которых по указанию Канишки наряду с иными божествами чеканились и изображения Будды. Согласно данным китайского исследователя Сюань-Цзяня, в начале VII века в Термезе вели свою деятельность 10 буддийских храмов и тысяча священнослужителей.
В начале XX века на правом побережье Амударьи были найдены многочисленные изделия из драгоценных металлов, золотых и серебряных червонцев, статуэток, буддийские надгробья и других памятных ценностей периода буддизма. Религиозная толерантность в Узбекистане имеет исторические корни. В стране ведутся различные религиозные исследования, и никого не удивляет хорошее состояние открытых японским ученым Като на территории Сурхандарьинской и Бухарской областей памятников культуры буддизма и иудаизма, христианские храмы.
Религиозная толерантность узбекского народа прекрасно проявляется в отношении представителей иудаизма. Видный деятель иудейской общины Р.Бенсман заостряет внимание на том, что даже в VIII веке синагога построенная в Бухаре, давала возможность для распространения их религиозных убеждений, наряду с другими религиями, и подчеркивает: «После свержения иудаизма в Средневековой Европе и Византии, иудаизм в Центральной Азии приобрел равные права наряду с другими религиями».
Помимо вышесказанных религий, в некоторых регионах Узбекистана проживают общины иудейцев, маздакидов и манихейцев. Примерно 1,5 тысячи лет назад в Западно-тюркском каганате, который включал в себя Центральную Азию, правил владыка Истами (552- 576г.г.) который был известен своим добродушием и милостью.
В этот период в тюркском клане на высшем уровне прогресса стояла религиозная мысль, и поклонение Богу началось широкомасштабно. Несмотря на все эти изменения, Истами дал свободу деятельности вероисповедования всем религиям, существовавшим в каганате. Ощутимое место в Узбекистане приобрело и несторианское толкование христианской религии, которое дошло до исламской религии через Шом (Сирия) и Иран. Христианское общество включало в себя поселенцев, представителей тюркского племени. До прихода арабов и христианских епископов, по мнению академика В. Бертольда в VI веке в Самарканде были митрополиты. Также на территории нынешней Ташкентской и Хорезмской областей существовали общества, исповедующие христианство. Как известно, начиная с IX века, на территории нынешнего Узбекистана преобладала суннитская система ислама в толковании ханафия (имам Аъзам). Стоит отметить, что толкование имама Аъзама, в противоположность другим толкованиям, отличается свободой вероисповедования.
Исследования учения ханафий нашими соотечественниками Абу Мансур аль-Матуриди, Абуль Муин Ан Насафи и Бурхануддин аль- Маргилани внесли огромный вклад в стабильность и единство ислама “Ахли сунна вал-жамоа”. Для достижения единства боролись не только великие мыслители, но и правители Центральной Азии. Так, Амир Темур был предан изречениям “Ахли сунна вал-жамоа” и был категорически против религиозного фундаментализма.
Благодаря независимости в Республике Узбекистан резко изменилось отношение к религии, национальным ценностям, познанию самих себя, возрождению огромного, бесценного духовного и культурного наследия.
На протяжении тысячелетий Центральная Азия была центром встречи и сосуществования самых различных религий, культур и жизненных укладов. Этническая толерантность и открытость стали естественными нормами, необходимыми для устойчивого развития. Даже те, кто завоевывал эти территории, не только преклонялись перед культурой народов, но и бережно перенимали традиции, элементы существовавшей на этой территории государственности.
Акрам Пардаев
Из почтового адреса редакции
Источник – Союз независимых журналистов
Традиции веротерпимости в Узбекистане
0 коммент.:
Отправить комментарий