Лента новостей
Загрузка...

Таджикский генерал Искандаров продолжит незаконченную роль Абдухалима Назарзода

Прочно и надолго устоявшаяся военно-политическая нестабильность в Таджикистане продолжает оставаться эпицентром внимания экспертных кругов, как стран СНГ, так и дальнего зарубежья, открыто выражающих свои геополитические амбиции к Центральной Азии.

Бытуют мнения о том, что дерзкие и беспрецедентные действия бывшего замминистра обороны Таджикистана Абдухалима Назарзоды обусловлены поддержкой внешних сил, заинтересованных в дестабилизации обстановки в регионе. Несмотря на декларируемые политические цели, наибольший интерес в этом проявляют США, Россия, Иран, Турция и Китай, стремящиеся улучшить военное и экономическое присутствие в стратегически важном перепутье Евразийского континента.

В целом дестабилизация обстановки в Таджикистане для «третьих сил» имеет цель, направленную на дискредитацию идеи интеграционных процессов в регионе и поддержания «очага нестабильности». Осуществленные под руководством опального генерала теракты должны были детонировать новую гражданскую войну с последующим проникновением в Таджикистан боевиков террористических бандформирований и, как правило, вслед за ними «миротворцев» так называемых «дружелюбных» государств-партнеров.

Однако, дальнейшее развитие событий показало, что волна массовых недовольств и вооруженных противоборств в Таджикистане не была поднята до планируемого уровня, а ограничилась лишь боестолкновением более 150 сторонников бывшей Объединенной Таджикской Оппозиции (ОТО) и Партии Исламского Возрождения Таджикистана (ПИВТ) с правительственными войсками.

По прогнозам аналитиков Государственного комитета национальной безопасности Республики Таджикистан, неудавшаяся попытка госпереворота будет инициирована вновь и по аналогичному сценарию. Так, в беседе с сотрудником УКГНБ по Хатлонской области майором Хуршидом Шоевым удалось выяснить, что центральной фигурой в новых беспорядках будет начальник Турсунзадевского РОВД генерал-майор Мухаммадшох Искандаров, более известный по прозвищу «Шох», который пользуется большим авторитетом среди сторонников бывшей ОТО и имеет в подчинении свыше 400 преданных бойцов, прошедших обкатку в гражданской войне и в других локальных стычках (кыргызско-таджикский этнический конфликт в Исфаре, ликвидация «Мулло Абдулло» и т.п.).

История этого человека редкостна тем, что ему удалось достигнуть генеральских высот, будучи рядовым боевиком в ОТО. Тернистый путь Искандарова выстлан предательством и убийствами своих соратников с последующим переходом на сторону Эмомали Рахмона.

Его личность известна многим. Он родился в 1968 году в Курган-Тюбинском районе Хатлонской области, имеет высшее образование, по специальности юрист, в 2001 году окончил Академию Федеральной Пограничной Службы РФ. В годы гражданского противостояния являлся начальником штаба Каратегинской зоны ОТО, поддерживал дружеские контакты с Абдухалимом Назарзода, возглавлявшим на тот период т.н. «шохмансурский штаб», и с афганским полевым командиром Ахмад Шахом Масудом.

В 1997 году подчинился Соглашению о национальном примирении и в 1998 году возглавлял группу моджахедов в военной операции правительства против сторонников «Народного фронта Таджикистана» в Согдийской области. В 1997-1999 годах являлся командиром Джиргатальского погранотряда. В 2010 году с помощью подконтрольных ему вооруженных группировок ОТО в горной зоне Раштского региона участвовал в боях против отрядов полевого командира Абдулло Рахимова, известного как «Мулло Абдулло», в связи с чем в 2011 году назначен заместителем начальника УВД по Раштской группе районов. В 2012 году за активное участие в спецоперациях против сторонников оппозиции в Хороге Искандарову присвоено звание «генерал-майор». С декабря 2013 года возглавляет Турсунзадевское РОВД.

За относительно короткое время добился благосклонности президента Эмомали Рахмона, имеет прямые выходы на него и выполняет специальные поручения по физической ликвидации неугодных лиц. Благодаря Искандарову президент успешно урегулировал в начале 2014 года пограничный конфликт с кыргызами. 8-9 октября того же года в Душанбе Искандаров принимал участие на чрезвычайном собрании бывших сторонников ОТО, которую организовал Эмомали Рахмон. На совещании были обсуждены вопросы противодействия активизировавшей деятельности «Группы-24».

Сегодня Мухаммадшох Искандаров контролирует «джигартальское» направление наркотрафика, отличающийся наиболее насыщенным потоком наркотиков и стыкуемый с Баткенской областью Киргизии. Объясняется это тем, что все другие каналы, так или иначе, смыкаются с Узбекистаном или Китаем, правоохранительные органы которых справляются с нейтрализацией наркопреступников.

Последняя боевая активность Искандарова была отмечена в начале 2014 года на южной границе Кыргызстана во время таджикско-кыргызского пограничного инцидента, где «Шох» появился в приграничье с полевыми командирами времен гражданской войны и с полувоенным формированием из головорезов бывшей ОТО.

Как ни странно, в тот момент ему оказывали помощь кыргызские наркодельцы, выступившие посредниками в переговорах «Шоха» с властями Киргизии. Его активные действия в этих событиях объясняются не патриотическим стремлением к защите родины, а желанием удержать под контролем налаженный наркотрафик, приносящий крупные дивиденды на горе многих людей.

Причастность Искандарова к наркобизнесу окончательно подтвердилась в ходе спецоперации 27 ноября 2014 года в районе Рудаки на участке автотрассы «Душанбе-Турсунзаде» по инициативе начальника Управления уголовного розыска МВД Рахмона Нумонова. В результате мероприятия был задержан с 30 килограммами героина житель Турсунзадевского района Курбон Сафархуджаев из рода «каратегинцев» – соплеменник и подельник Искандарова. 16 сентября 2015 года органы ГКНБ задержали его старшего сына Исмоили Мухаммадшоха, который намеревался сбыть 3 килограмма героина в ресторане «Чинор» в городе Турсунзаде.

По словам сотрудника спецслужбы Таджикистана Хуршида Шоева, поводов для подозрений Мухаммадшоха Искандарова в попытке к дестабилизации обстановки в стране предостаточно. Примечательно то, что, несмотря на указания руководства страны о пресечении деятельности религиозных экстремистов и глубоковерующих, носящих несвойственные для региона культовые одеяния, он приказал подчиненным не проводить репрессивные рейды в отношении этой категории лиц. Более того, он регулярно организовывает массовые моления личного состава в здании РОВД и каждый пятничный намаз посещает мечеть в поселке Регар.

В близком окружении Мухаммадшох Искандаров всегда высказывает недовольства репрессивными мерами таджикских властей в отношении верующих и сторонников ПИВТ. Безусловно, такое поведение генерала во многом предопределяется его боевым прошлым и связанностью с исламистскими радикалами.

Занимая должность начальника районной милиции, он продолжает расширять численность подконтрольных ему реинтегрированных отрядов бывшей ОТО, в том числе за счет возвращающихся из Сирии и Ирака боевиков, воевавших на стороне террористической организации «Исламское государство». В качестве стимулирования последних Искандаров систематически отмечает о наличии прямых выходов на президента Эмомали Рахмона и возможности аннулировать «незначительные» уголовные нарушения против «новобранцев». По его инициативе в качестве внештатных сотрудников в РОВД зачислены 100 «каратегинцев» из числа жителей поселка Регар, которые подлежат мобилизации на случай обострения ситуации в республике.

Нужно сказать, что боевики Искандарова в боях против сторонников «Народного фронта Таджикистана» и полевого командира «Мулло Абдулло» зарекомендовали себя свирепыми и опытными бойцами. В отличие от горстки солдат Абдухалима Назарзода подразделения «Шоха» боеспособнее и вполне могут осуществить госпереворот, так как они в глубине души ненавидят «кулябскую клику» и при удобном случае готовы перейти на сторону радикалов.

Подобные бесчинства начальника Турсунзадевского РОВД вызывают справедливое недовольство спецслужб Таджикистана, из-за чего в марте 2015 года между М.Искандаровым и начальником городского отдела ГКНБ Рустамом был скандал. Новоназначенный Рустам на имя прокурора Саиджафара Умедова направил заявления местных граждан на неправомерные действия начальника РОВД, что вызвало бурю негодования у последнего. Чтобы утихомирить пыл молодого «комитетчика», Мухаммадшох по телефону перекрыл матом всю его родню и пригрозил расправой. Опасаясь эскалации отношений с «Шохом», Рустам незамедлительно прибыл в РОВД для улаживания конфликта, позабыв о былой славе и чести таджикского КГБ.

Таким образом, действия таджикского генерала Искандарова наталкивают на два выводы. На первый взгляд, кажется, что он занимается мобилизацией своих соратников и боевиков для защиты отечества в опасный и сложный момент. Но с другой стороны он концентрирует возле себя исламистов, которые особо не симпатизируют действующей власти и готовы распахнуть двери единомышленникам, стучащимся с афганского порога. Не исключено, что опытным предателем Мухаммадшохом Искандаровым для таджикских властей уготован «троянский конь», который продолжит незаконченное дело Абдухалима Назарзода и сыграет ключевую роль в неминуемом вооруженном конфликте между исламистами и властями Таджикистана в ближайшее время.

Яхъё Мирзо

Источник - eurasianews.info

0 коммент.:

Отправить комментарий