Лента новостей
Загрузка...

Таджики с китайским акцентом

Недавно местные СМИ сообщили о том, что в Таджикистане женщина намеревалась отдать в жены китайцу свою дочь. И вроде ничего в этом предосудительного нет, мало ли в стране смешанных браков. Но закавыка в том, что невестке всего… 11 лет. Но опять же, это событие не насторожило сотрудников правоохранительных органов. А в прошлом году те же сотрудники правоохранительных органов попытались замять факт изнасилования школьницы китайским предпринимателем. Видите ли, не хотелось поднимать международный скандал. Но дело было не в заботе об имидже страны. Как сказали соседи девочки, служители закона взяли определенную сумму с насильника и заставили родных потерпевшей девочки не поднимать шума.

Ежедневные сводки МВД пестрят сообщениями о всякого рода ЧП. Но среди них немалая часть посвящена дракам в китайских кварталах, так называемых «Шанхаях», разборкам на совместных китайско-таджикских предприятиях, выяснению отношений на кулаках между представителями китайской диаспоры и местной молодежью. Такое впечатление, что идет борьба между кланами за право называться лидерами. Так, в конце июля текущего года в городе Хужанде – административном центре Согдийской области, на центральном рынке, произошла стычка, переросшая в драку, между китайским торговцем и неким 35-летним таджиком Абдурашидом, который задолжал китайскому предпринимателю 2 тысячи долларов США. В результате инцидента китайский предприниматель получил серьезные увечья и был госпитализирован, а в отношении Абдурашида органы правопорядка возбудили уголовное дело.

Скептики невесело шутят, что есть вероятность, что гости из Поднебесной вполне законно могут завоевать первенство. Их становится не только больше, они сегодня составляют значительную рабочую силу на предприятиях, месторождениях, куда китайцы вкладывают многомиллионные инвестиции, арендованных землях. Дошло до смешного: на многих рынках цены диктуют китайские фермеры, а покупатели из числа местного населения пытаются объясниться с ними на ломанном китайском языке.

Особенно много китайцев на территории Согдийской области. В частности, в настоящее время на центральном рынке «Пайшанба базар» китайские предприниматели в массовом порядке выкупают торговые точки и ведут оживленную торговлю трикотажными изделиями. Следует особо подчеркнуть, что в отличие от местных торговцев китайские предприниматели не утруждают себя дальними поездками за товаром, а организуют мини-цеха по производству готовой продукции прямо на месте. Производимая китайскими дельцами продукция весьма дешева и доступна, в связи с чем, местные торговцы-таджики несут значительные финансовые потери. В Пенджикентском районе на строительстве автомобильной дороги задействованы только китайские строители, а в Шахристанском и Зафарабадском районах почти все земли отданы фермерам из Поднебесной.

Китайская экспансия – проблема не новая. Президент страны Эмомали Рахмон сознательно шел на такой шаг. Как же, такие инвестиции, которые щедро вкладывают власти Поднебесной в нищий Таджикистан, могут только присниться. Только в этом году соседи обещали вложить порядка 6 млрд. долларов США в экономику Таджикистана. А сколько уже поступило на счет государства? По словам главы Торгово-промышленной палаты Таджикистана, китайско-таджикский товарооборот увеличился за 10 лет в 60 раз и составил 2 млрд. долларов. Китай, принимая все более активное участие в экономической политике Таджикистана, делает это исходя, прежде всего, из собственных экономических и политических интересов. Таджикистан, в конечном счете, может превратиться в экономический придаток КНР.

И это было только началом. Дальше – больше. Но не зря бытует народное мнение, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. А китайцы – народ предприимчивый. Они, как говорится, поймали двух зайцев: сделали экономику Таджикистана зависимой, и решили свои проблемы с безработицей, трудоустроив на совместных предприятиях многочисленных соотечественников. Однако таджикские власти не смущает то, что сегодня китайские компании стали доминантами в горнорудной промышленности, и более половины месторождений золота в Таджикистане переданы для освоения именно им. За прошлый год уровень китайских инвестиций в экономику Таджикистана увеличился на 17,4%, и в основном они были направлены в горнорудную отрасль.

Сегодня в горнорудной отрасли Таджикистана преобладает присутствие китайских компаний, к примеру, в самом крупном золотодобывающем предприятии – СП «Зарафшон» доля китайской «Zijin Mining Group Co. Ltd» составляет 75%. ООО «Таджикско-китайская горнопромышленная компания» (ТК «Горпром»), которое производит свинцово-цинковый концентрат, на 100% принадлежит ООО «Динь шин хе». Также 100% акций компании «Братек Точикистон майнинг», осваивающей месторождение «Мушкистон» в Пенджикентском районе, где начнется работа по выпуску концентрата олова и меди, принадлежит китайской компании «Братек». Кроме этого, полноправным владельцем компании «Покруд», которая начнет добычу золота на юго-востоке страны, является китайская компания «China Nonferrous Gold Limited».

Китайцы берут на себя расходы на топливо, технику и зарплату работников, а правительство получает только 25-30 процентов доходов. «Предоставляя такие уступки, мы вредим сами себе. Кроме того, китайцы беспощадно осваивают золотоносные площади, после добычи ими золота и других руд эти земли больше не пригодны», – не раз говорил начальник управления горнорудной промышленности и драгоценных металлов Министерства промышленности и новых технологий РТ Бахтиер Шарипов. Однако его мнение как глас вопиющего в пустыне.

В ближайшее время в Таджикистане начнется реализация самого масштабного за последние годы инвестиционного проекта — строительство газопровода Таджикистан — Китай общей стоимостью $3,2 млрд. Эта стройка является частью регионального проекта строительства газопровода Туркменистан — Китай, который будет проходить по территории Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. И хотя, как говорится, еще курочка в гнезде, Эмомали Рахмон повсеместно хвастается, что благодаря этому проекту в Таджикистане будет создано около трех тысяч рабочих мест, госбюджет должен получать различные налоги, дивиденды от акций, а также другие поступления от реализации проекта. По завершении строительства и ввода на полную мощность газопровода транзит газа через территорию страны сулит Таджикистану на многие годы вперед дополнительный ежегодный доход в размере $1 млрд. Только вот не зря гласит народная мудрость, что обжегшись на молоке – дуют на воду. Много обещаний за двадцать лет слетело с уст президента, а что-то улучшений в жизни так и не наступило. И таджики быстрее выучат китайский язык, прежде чем в их судьбе наступят перемены.

Ибодулло Кароматов

Источник - tajmigrant.com

0 коммент.:

Отправить комментарий