На днях официальные источники в Таджикистане с гордостью сообщили о том, что призыв на срочную службу в национальную армию досрочно завершен. Однако значит ли это, что местная молодежь горит желанием честно отслужить Родине? Вряд ли…
Начнем с того, что изначально план призыва на срочную службу в этой стране довольно маленький. Вот что сообщают официальные СМИ: «Ряды Вооружённых сил Таджикистана ежегодно пополняются примерно на 15-16 тыс. человек. По официальным данным, в стране насчитывается более 600 тыс. молодых людей призывного возраста, около 150 тыс. из них имеют право на отсрочку или освобождение от призыва, или непригодны для прохождения армейской службы, ещё около 100 тыс. находятся на заработках за пределами страны».
Если принять 600 тысяч юношей за сто процентов, то получается, что в армию ежегодно призывают только 2,5 процента молодых людей призывного возраста. Казалось, можно организовать очень мощную систему отбора в ряды таджикской армии. Однако на самом деле всё не так. Даже несчастные два с половиной процента от мобилизационного ресурса страны набираются в армию с огромными трудностями, когда устраиваются облавы на будущих защитников родины. В Исфаре был случай, когда жениха увезли в военкомат прямо со свадьбы! Немало случаев, когда «забривают» в солдаты больных парней, судимых, даже студентов.
Так, в период весеннего призыва в армию забрали 23 школьников из выпускных классов кишлаков Хатлонской области. Им пообещали, что их аттестаты зрелости будут выданы сразу после возвращения из армии, даже не дав возможности сдать выпускные экзамены. В городе Хужанде работал Российский институт социальных проблем, но в 2006 году его деятельность была приостановлена министерством образования Таджикистана. Институт возобновил работу в городе Баткен Кыргызстана, но по-прежнему популярен среди молодежи Таджикистана. Весной этого года в армию забрали 31 студента этого вуза, а осенью еще 5 студентов насильственно отправили на срочную службу, хотя в стране есть закон о том, что студенты дневных отделений вузов имеют право на отсрочку.
В интернете ходит множество историй о том, как солдаты срочной службы убегают из воинских частей из-за «дедовщины» и элементарного голода, стреляют в своих сослуживцев и командиров.
Например, житель села Фароб Муртазо Раззаков использует солдат Пенджикентского пограничного отряда в качестве рабов на домашних работах. Причем ребята готовы идти батрачить с радостью, ведь хозяин хоть досыта накормит работников. Ничего, что граница будет прикрыта лишь формально…
Зато начальник пресс-центра Министерства обороны подполковник Фаридун Махмадалиев с гордостью докладывает о том, что план осеннего призыва в армию выполнен досрочно, к 25 октября. «Почти все новобранцы таджикской армии поступили в распоряжения учебных частей и соединений, где проходят курсы молодого солдата и вскоре примут присягу на верность Конституции и народу страны».
Интересно, солдаты на этих самых курсах молодого бойца хоть смогут потрогать настоящие автоматы или сразу начнут тренировки с лопатами и кирками на подворье местных баев? Впрочем, зачем Таджикистану морочить головы народу с обороной страны? Ведь президент Эмомали Рахмон и его свита отлично понимают, что их безопасность и власть обеспечивают не солдаты местной армии, а наемники из российской военной базы. Впрочем, в случае нашествия боевиков из Афганистана эти доблестные воины вполне могут сесть на самолеты и улететь в Россию. Кому хочется проливать кровь за местных жителей, когда те батрачат в Москве и торгуют героином? Сами таджики бегут от армейской службы, как черт от ладана, вовсе не оттого, что они трусы и лентяи. Просто между словами Родина и Рахмон пролегла давно огромная пропасть…
Сухроб Низомов
Из почтового адреса редакции
Источник – Союз независимых журналистов
Почему таджики бегут от армейской службы?
0 коммент.:
Отправить комментарий