В настоящее время в Таджикистане отмечается рост влияния религиозно экстремистских организаций.
Наиболее масштабно в Таджикистане действует религиозно экстремистская организация “Хизб-ут Тахрир аль исламий”, сторонники которой ратуют за создание мирового халифата, существовавшего во времена праведных халифов в 632-664 годах. Ячейки этой организации продолжают свою подрывную деятельность повсюду. Прикрываясь лозунгами возвращения Таджикистана в “лоно чистого ислама”, сторонники “Хизб-ут Тахрир” делают ставку на распространение наиболее радикальных идей, которые особого хождения раньше там не имели. Это оказывает самое негативное воздействие на внутриполитическую ситуацию и чревато опасными последствиями, в том числе и в общерегиональном масштабе. Их программу деятельности в Таджикистане можно условно разделить на несколько этапов.
Первый этап – пропаганда идей партии, создание организационных ячеек, максимально широкое привлечение населения в ее ряды. Второй этап начинается тогда, когда идея создания халифата овладевает массами. В этой фазе происходит якобы бескровная революция, в ходе которой массы требуют, чтобы политические лидеры добровольно, но под мощным давлением народа оставили свои посты.
Наконец, на третьем этапе произойдут выборы халифа, в которых примут участие все взрослые мусульмане, мужчины и женщины. Отстранение от власти правителей интерпретируется рядом исследователей как задача, неизбежно требующая применения силы, отсюда и развивается представление о “Хизб-ут Тахрире” как организации, ориентированной на захват власти, лишь на данном, подготовительном этапе концентрирующей все усилия на завоевании поддержки населения и политической мобилизации. Хотя главным объектом, против которого направлена деятельность “Хизб-ут Тахрира”, является правящий режим в Таджикистане, партия представляет собой наднациональную организацию, ее подразделения существуют в других странах региона. Количество членов “Хизб-ут Тахрира” в Таджикистане неизвестно. Но, по мнению некоторых российских экспертов, их численность якобы достигает 7 тысяч сторонников.
Одной из главных задач “Хизб-ут Тахрира” остается проникновение в госаппарат, в том числе в службу безопасности. Разумеется, нет и не может быть никаких подтвержденных, тем более официальных данных о том как это происходит.
Невозможность более или менее точного подсчета активных исламистов, тех, кто относятся к ним с пониманием и готов их подержать, заставляет думать, что в Таджикистане нет конкретного социального слоя, который можно рассматривать как главную опору исламистов. В целом ислам в Таджикистане остается достаточно политизированным. Однако, оценивая его роль, следует быть предельно осторожным и уходить от крайностей. По мнению профессора Малашенко религиозный экстремизм как политический и религиозный феномен останется и может усилиться в Таджикистане. Сейчас росту популярности религиозных экстремистов способствует социальная раздробленность общества, отсутствие у руководства страны четких перспектив ее развитие.
Между тем можно утверждать, что эта партия оказывает большое влияние на учащуюся молодежь, преподавателей и малообеспеченные слои населения. Стоит вспомнить, как в 2011 году члены этих религиозно экстремистских групп провели несколько терактов на территории города Душанбе и Худжанда, в результате, которых погибли мирные жители.
По мнению экспертов надо принять комплекс мер социально- экономического характера, улучшить качество образования, чтобы пресекать проявление религиозно исламистского экстремизма в этом регионе Таджикистана. Исследователи утверждают, что Раштская долина может стать “очагом исламского сопротивления”, который будет дестабилизировать всю страну.
В современном Таджикистане высок процент религиозной и светской неграмотности среди молодежи, отсутствует мотивация к получению образования и они отчуждение от социально – политической и культурной жизни. Этому способствует и низкий уровень подготовки кадров таджикских священнослужителей. Они в основном проходят подготовку в других государствах, где политическая система другая, отличная отТаджикистана, условия быта другие, культура другая.
Еще одной из причин проявление религиозно исламистского экстремизма в Таджикистане является коррупция в сферах жизнедеятельности общества. При этом за последние годы уровень коррумпированности в Республике Таджикистан значительно вырос. Этот фактор тоже порождает определенные условия для появления не традиционных радикально религиозных течений, которые пропагандируют экстремизм и терроризм в нашей стране.
Шамсулло Мухибуллоев
Источник - ЦентрАзия |
Социальный фактор активизации "Хизб-ут Тахрир" в Таджикистане
0 коммент.:
Отправить комментарий