Издавна Горно-Бадахшанская автономная область, отличающаяся своей особенностью и несхожестью с остальными частями республики, являлась кузницей видных деятелей науки, культуры и спорта Таджикистана. Именно поэтому этот регион считался центром духовности и просветительства всей республики. Можно сказать, что вся интеллигенция, работавшая во благо республики, является выходцами из Памира. Достаточно вспомнить Шириншо Шотемура – политического деятеля и основоположника Таджикской ССР, Мастибека Ташмухаммедова – советского военного деятеля, первого таджикского генерала в СССР, Гуломхайдар Гуломалиева – балетмейстера, народного артиста СССР, Муборакшо Мирзошоева – известного таджикского певца и музыканта, считающегося одним из основоположников современной таджикской эстрадной музыки, Афзалшо Олимова – первого чемпиона СССР по самбо из Средней Азии. И никто не мог даже мысленно представить, что в скором эта вековая стабильность станет хрупкой и может в любой момент перейти в фазу острой напряженности.
Из-за усиления реваншистских настроений среди лидеров таджикских исламистов и имеющих место локальных вылазок бандгрупп, ситуация в ГБАО сохраняет форму пассивно назревающего конфликта, который при нарушении паритета противоборствующих сторон может перерасти в масштабные вооруженные акции.
Так с 21 мая текущего года в административном центре Бадахшанской автономии – Хороге вновь имело место несколько стычек между населением, поддерживаемым сторонниками памирской оппозиции, и правительственными войсками. Наиболее резонансными стали поджег зданий суда, прокуратуры и милиции, обстрел местного управления Госкомитета нацбезопасности. В результате беспорядков более 20 человек, включая мирное население, погибли, 50 ранены, и около 15 считаются без вести пропавшими.
Одновременно в связи с сохраняющейся нестабильностью в автономии начато усиление подразделений правительственных сил, дислоцирующихся там. Улицы административного центра ГБАО патрулируют усиленные наряды ГКНБ и Минобороны. Военнослужащим на блокпостах отдан приказ открывать огонь на поражение по всем автомашинам, передвигающимся без номерных знаков и с тонированными стеклами. Взяты под жесткий контроль пособники незаконных вооруженных формирований, активизирована также работа по выявлению таких лиц среди работников правоохранительных структур и органов власти.
При этом, невзирая на предпринимаемые усилия по стабилизации ситуации в ГБАО, слабость правительственных сил, по-прежнему, играет на руку неформальным лидерам Горного Бадахшана, продолжающим проводить вылазки и укреплять свои позиции в регионе.
Все это является логическим продолжением событий лета 2012 года, когда по приказу Верховного Главнокомандующего вооруженными силами Таджикистана Э.Рахмона и при исполнении тогдашнего Министра обороны Ш.Хайруллоева в Хороге было подавлено восстание мирных жителей.
Более того, сейчас эта территория превратилась в наркоканал, на котором орудуют боевики международного терроризма. Если раньше население Памира разговаривало на семи разных, порою непонятных друг для друга языках, что, по сути, являлось одной из загадок, то в нынешних условиях здесь действует один язык – язык оружия. Издревле Горно-Бадахшанская автономия была богата драгоценными камнями в виде алмазов, изумрудов, лазурита и другими полезными ископаемыми. Сегодня это все разворовано, разорено и доведено до крайнего состояния президентом Таджикистана Э.Рахмоном и его близким окружением, включая шурина Х.Асадуллозода, которые в попытках порабощения Памира устроили даже геноцид собственного народа.
Элементы опасности вносят, и нежелание памирского населения мириться с передачей Китаю в январе 2011 года 1 тысячи квадратных километров Мургабского района. Мало того Пекин заявив о неполном погашении задолженности рахмоновской администрацией, самостоятельно перенесло свои границы еще на 30 километров вглубь Таджикистана, огородив завоеванные в результате экономической экспансии земли колючей проволокой.
Полное беззаконие, творимое «рахмоновским кланом», побудило памирский народ массово выйти на улицы и выразить протест, который мы и наблюдаем. А поддержать их в любую минуту выразили готовность лидеры бандитских группировок общей численностью около 200 человек, скопившихся в афганской провинции Бадахшан. Случись это, и выхода ГБАО из состава Таджикистана не избежать.
Мирзокурбон Орифшоев
Источник - maxala.org
Таджикистан: когда народ недоволен своим правительством
0 коммент.:
Отправить комментарий