Лента новостей
Загрузка...

Астана уходит под зеленое знамя экстремистов?

1355491418778 В Казахстане модно было считать, что религиозный экстремизм и терроризм могут развиваться только в Таджикистане, Узбекистане и Туркменистане, где сильны традиции ислама еще с советских времен. Однако реальность на сегодня такова, что толерантный Казахстан в последние годы сотрясают серии террористических актов, устроенных собственным населением. Что это может означать? Астана уходит под «зеленое знамя» радикального ислама или это результат планомерного внешнего воздействия? В любом случае, благодушию нет места.


На сегодняшний день одной из новых угроз для регионов Средней Азии является повышение религиозного фона в Республике Казахстан, где с каждым днем увеличивается число фанатично верующих людей. Данный показатель обуславливается функционированием в Казахстане миссионеров религиозно-экстремистских организаций, коррумпированностью должностных лиц правоохранительных органов, разгулом организованных преступных групп, незаконного оружейного и наркобизнеса, торговли людьми и т.п., в связи с чем, правоохранительными органами уделяется недостаточное внимание угрозе религиозного экстремизма и фанатизма.


Наблюдается тенденция распространения радикальных и течений ислама, принявших на сегодня форму религиозного экстремизма, которая может дестабилизировать социально-политическую обстановку, как в стране, так и в регионе в целом. Произошедшие в Республике Казахстан за последние годы события, свидетельствует о наличии реальной угрозы развития данной тенденции.


Примером стали трагические события, произошедшие летом 2011 г. в западных областях, а именно, в Актюбинской, Атырауской и Мангистауской. Так, в ночь на 1 июля 2011 г. в селе Шубарши Актюбинской области выстрелами в упор неизвестными лицами были убиты полицейские патрульно-постовой службы Темирского РОВД Нурлан Алпысбай и Айдос Буранбаев во время несения ими ночного дежурства. По данным ДВД Актюбинской области, предысторией трагических событий 1 июля стало задержание полицейскими автомашины Талгата Шаканова, в багажнике которого было обнаружено 9 единиц незарегистрированных охотничьих ружей и 2 единицы карабинов «Сайга», а также литература экстремистского содержания.


После этого инцидента произошла перестрелка в районе леса Костан. В окрестностях села Шубарши развернулись настоящие боевые действия. Как позже выяснилось, в ходе операции по задержанию преступников погиб спецназовец Руслан Жолдыбаев.


В ночь на 11 июля 2011 года в колонии 159/21 в Балхаше Карагандинской области прогремел взрыв. По официальной информации, осуждённые колонии организовали вооруженное нападение на стражу тюрьмы. Они убили контролера, ранили еще четверых сотрудников колонии и укрылись в здании производственного цеха. А после штурма цеха спецназом МВД взорвали себя с помощью кислородного баллона. В результате данного инцидента получили различные телесные повреждения четыре сотрудника Комитета уголовно-исполнительной системы Казахстана (КУИС), один из которых по дороге в больницу скончался. При этом возникает вопрос, каким образом изолированные заключенные совершили вооруженное нападение на сотрудников, а также совершили подрыв? Не свидетельствует ли это, что силовые структуры Казахстана оказались не готовы подобного рода событиям?


В пользу этой версии говорит то обстоятельство, что правоохранительные органы пытались всячески скрыть факт причастности к этим событиям религиозных экстремистских организаций и дали очень скупые комментарии, настаивая на том, что якобы религиозный экстремизм не имеет никакого отношения к случившемуся. Также, в ходе официального выступления представителей Комитета национальной безопасности по поводу майского акта самоподрыва в здании областного департамента КНБ Рахимжана Макатова отрицался религиозный характер произошедшего.


Официальная информация не всегда полностью отражает реалии. Власти долго убеждали мир, что Казахстан — остров межнационального и религиозного согласия в Средней Азии. Но убедили в этом лишь себя. Власти вели себя так, будто казахское общество монолитно, хотя оно состоит из большого числа групп, включая радикальные. И что в борьбе за власть эти группы могут поддерживаться представителями политических элит.


На сегодняшний день в Казахстане получили большое распространение такие течения, как «ваххабизм», «салафизм», радикальные группировки, как «Хизбут-Тахрир», «Исламское движение Узбекистана», «Исламская партия Восточного Туркестана», «Аль-Каида», «Курдский народный конгресс», «Асбат-аль-Ансар», «Братья-мусульмане», движения «Талибан», «Джамаат моджахедов Центральной Азии» и множество других.


Вместе с тем в Казахстане беспрепятственно осуществляют свою деятельность такие религиозные организации, как: международное исламское объединение «Таблиг-и-Джамаат», которое не имеет регистрации в Казахстане, но представляет угрозу национальной безопасности, ячейки салафитов, деятельность которых поддерживается и направляется отдельными странами Персидского залива. В 2011-2012 годах салафиты стали участвовать в террористической деятельности на территории Казахстана.


Салафиты создают группы в аулах, в основном при мечетях, которые находятся вне ведения Духовного управления мусульман Казахстана. Одним из наиболее известных центров распространения идей салафизма в Казахстане является медресе «Убай ибн Кааб». На сегодняшний день здесь обучаются порядка 200 граждан Казахстана, Китая (СУАР), России, Таджикистана и Кыргызстана. Наряду с религиозными дисциплинами в медресе осуществляются тренировки по восточным видам единоборств.


Среди основных причин и условий распространения и развития в Казахстане идей исламского экстремизма, наряду с социально- экономическими факторами, выделяются:


-    исламизация казахстанского общества, которая стала проводиться частью правящей политической элиты Казахстана, в том числе в качестве альтернативы прежней коммунистической идеологии, одного из направлений идеологического обеспечения национального суверенитета. В результате в массовом сознании сформировалось убеждение о ценности ислама как мировоззренческой и общественной силы, способной решить все проблемы;


-   дифференциация казахстанской мусульманской общины: появление значительного числа исламских групп, в том числе салафитских джамаатов, такфиритов, а также группировок, преследовавших исключительно коммерческие цели;


неспособность исполнительной власти, включая вновь образованные правоохранительные органы и специальные службы, в данный период организовать эффективную работу по противодействию религиозному экстремизму. Во многом это стало следствием, в том числе некритического отношения руководства страны к иностранному религиозно- политическому проникновению в духовную сферу жизни казахстанского общества;


-   неконтролируемый рост числа культовых исламских учреждений, в том числе так называемых «частных» мечетей, медресе и иных исламских культурных и образовательных центров. Проповеди и преподавание в них осуществлялись в соответствии с религиозными и религиозно- политическими предпочтениями спонсоров. Кроме того, численность культовых сооружений стала превышать количество образованных исламских священнослужителей. Зачастую на служение в них приходили лица, имевшие поверхностное знание ислама, умевшие только выполнять основные обряды (бракосочетание и похороны). Как правило, они были неспособны разбираться в тонкостях исламского богословия;


-     получение молодыми казахстанцами религиозного образования в зарубежных исламских учебных заведениях (Турция, Иран, Саудовская Аравия, Пакистан, Египет и др.). Часть подобных заведений строит свою образовательную деятельность, в том числе на идеях радикального ислама. В ходе обучения казахстанские студенты неизбежно усваивали религиозные взгляды и ценности, которые отличались от традиционно принятых в Казахстане. Нередко они попадали под влияние представителей радикальных исламских организаций. Даже в авторитетном египетском университете Аль-Азхар будущие священнослужители становились объектом внимания членов нелегальных ячеек исламистов;


-         возрастающий уровень коррумпированности государственных структур;


недостаточно эффективная работа спецслужб и других правоохранительных органов, которые оказались не готовы к решению новых задач в изменившихся условиях;


-       низкий уровень религиозной грамотности подавляющей части мусульман Казахстана, их неспособность отличать истинную религиозность от религиозного фанатизма и экстремизма;


-        ослабление системы образования в целом. Это препятствует развитию способности к критическому мышлению у выпускников школ и вузов, в том числе способности к противостоянию экстремистской пропаганде;


неспособность казахстанского «официального» ислама противостоять «неофициальному» исламу, в том числе привнесенному из-за рубежа.


Одно перечисление этих факторов говорит о том, что официальной Астане надо скорее отказаться от самообмана и благодушия, активнее вести борьбу против радикального ислама. Естественно, не усердствовавшие ранее в исламе казахи не могли просто так удариться в радикализм. Кто-то извне ведет спонсирование процесса. Надо только разобраться и принять быстрые и четкие меры реагирования. Пока «арабская весна» не пришла летом…


Михаил Жакупов


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Астана уходит под зеленое знамя экстремистов?

0 коммент.:

Отправить комментарий