В республике есть кадры куда образованнее и квалифицированнее многих из тех, кто занимает сегодня высокие должности, и они могли бы принести больше пользы для нации и государства, считают эксперты.
Насколько эффективны проводимые руководством страны реформы в кадровой системе и что мешает привлечению на руководящие посты действительно профессиональных кадров?
Север – Юг. Куда повернул компас власти?
КАДРОВЫЙ вопрос всегда оставался больной темой для нашей республики. Еще в советские времена то и дело можно было слышать нотки обиды у выходцев с Юга Таджикистана, что на руководящие должности в стране назначаются только представители Севера.
Именно эта карта и была умело разыграна заинтересованными силами с приобретением республикой независимости: “А что, мать горца не может родить президента?” – недовольно вопрошали митингующие из восточных районов в начале 90-х.
Гражданская война не внесла больших изменений в кадровую политику страны. Разница была лишь одна – теперь на руководящих должностях находятся представители Юга.
- Однако в отличие от нынешней ситуации в советское время, хотя и тогда существовала проблема местничества, была хорошо отлажена работа с кадрами не только в государственных, но и в общественных организациях, от пионерской и комсомольской до партийной. Способных и одаренных выявляли еще со школьной скамьи, а на руководящие должности приходили только преодолевшие все ступени профессиональной карьеры, – напоминает эксперт, кандидат исторических наук Абдулло ХАБИБОВ.
Понимая, что от профессионализма кадров, занимающих государственные посты, во многом зависит эффективное выполнение госпрограмм и решений правительства, а значит, развития страны, нынешнее руководство вроде как пытается решить этот вопрос.
Так, только в начале 2014 года на различные руководящие должности были назначены более 50 человек, возраст многих из которых не превышает 40 лет. Новые кадры пришли во многие министерства и комитеты, в частности, в сфере промышленности, энергетики, труда. Последние назначения коснулись Министерства иностранных дел, где также некоторые ответственные посты заняли молодые кадры.
Вместе с тем нельзя забывать, что среди возрастных кадров немало и тех, чей опыт может послужить на благо страны.
“На сегодня из более чем 18 тысяч государственных служащих 81 госслужащий имеет возраст, превышающий установленные ограничения. Им продлены сроки пребывания на государственной службе согласно статье 24 Закона “О государственной службе”, – сообщили “АП” в Агентстве госслужбы при президенте.
Основанием их продления пребывания на госслужбе, как утверждает Агентство, является профессиональный опыт, высокая квалификация, организаторские способности, включение в состав рабочих групп, комиссий, оставшаяся незаконченной определенная деятельность. Также предусматривается использование их в воспитании молодых кадров в сфере государственной службы.
“Данное решение было актуальным с точки зрения привлечения молодых специалистов на государственную службу и эффективного использования кадрового потенциала”, – говорят в Агентстве.
- Нельзя решить кадровый вопрос в короткие сроки, но главное, мы видим, что работа в этом направлении ведется по нарастающей, – говорит руководитель отдела информации и пропаганды НДПТ Усмон Солех. – Последний пример – принятие на прошлой неделе парламентом поправок к закону “О государственной службе”, направленных на предотвращение коррупционных действий. Согласно поправкам, кандидаты на госслужбу страны до приятия на работу будут проходить спецпроверку. Также спецпроверке подлежат те служащие, которые неверно заполнили ежегодные декларации о доходах, а в случае выявления ложных сведений в них, госслужащий будет уволен с занимаемой должности.
На одни и те же грабли…
НЕСМОТРЯ на некоторые подвижки, ситуация в Таджикистане в отношении подбора, подготовки и расстановки кадров все же оставляет желать лучшего.
- У нас нет определенной стратегии решения кадрового вопроса, нет определенных расчетов, в каком количестве нужны кадры в ближайшие 5-10 лет, – считает журналист Раджаби МИРЗО. – Высшие учебные заведения страны ежегодно выпускают тысячи специалистов, но у большинства из них нет уверенности в том, что они смогут найти работу по профессии. Этот вопрос волнует не только студентов внутри страны, но и тех, кто обучается за рубежом.
То, что сейчас мы видим на практике, в основном направлено на удовлетворение потребностей узкого круга лиц, находящихся в правительственных структурах. Иногда к власти допускаются “посторонние” в форс-мажорных случаях, но это редкость, – говорит он.
Касаясь последних назначений в госструктурах, Раджаби Мирзо напоминает, что в целом традиция “продвижения” кадров, близких к руководству страны по родству или по региону, не претерпела серьезных изменений, с той лишь разницей, что круг доверенных президента заметно сузился:
- Когда Озода Рахмон была назначена первым заместителем министра иностранных дел, одно из изданий с иронией отметило, что теперь глава МИД может и не работать, так как деятельность этого ведомства будет зависеть не от него. Ближе к президенту стал получивший продвижение сын мэра Душанбе Махмадсаида Убайдуллоева.
По словам эксперта, глава государства все больше опирается на близких, доверяя им ответственные посты и задачи.
- Своеобразную задачу “разборщика” выполняет сын главы государства Рустам Эмомали. Его направляют в ту сферу, где наблюдается кризис в управлении. Так было в Комитете по инвестициям и госимуществу, в Союзе молодежи РТ. В таможенной службе, которую Рустам возглавил в конце 2013 года, тоже нужно было решить проблему провоза не зарегистрированных товаров со стороны влиятельных лиц, – говорит Р.Мирзо.
По словам эксперта, возвращение к власти бывшего министра обороны Шерали Хайруллоева и бывшего руководителя Исполнительного аппарата президента Матлубхона Давлатова также говорит о том, что президент не намерен удалять от себя близких людей.
Нельзя сказать, что среди лиц, находящихся в госструктурах, нет профессионалов, их там немало. Но вместе с тем, по мнению лидера Компартии и депутата парламента Шоди ШАБДОЛОВА, не следует забывать и об использовании опытных кадров из числа представителей всех регионов республики и других национальностей нашей страны.
- В республике есть кадры куда образованнее и квалифицированнее многих из тех, кто занимает сегодня высокие должности, и они могли бы принести куда больше пользы для нации и государства. Почему так мало привлекается во властные и госструктуры представителей других национальностей, которых у нас также немало? Все мы помним, к чему привели региональные привилегии при назначении на различные должности в 90-е годы. Нельзя не учитывать это и наступать на те же грабли второй раз, – напоминает он.
Нужен другой подход
СУДЬБА каждого государства, каждой нации во многом зависит от кадров. Подбор, обучение, воспитание и правильная их расстановка – важнейшая задача государства. В странах, где этим вопросам уделяют должное внимание, есть прогресс, благополучие и уверенность в завтрашнем дне.
- В советское время был проведен анализ кадровой системы, и было получено заключение, что дети руководящих кадров, выдвинутые на ответственные посты, составляли не более 15-20%, – напоминает Абдулло Хабибов. – Превышать это число не разрешалось. Остальные 80-85% были из числа детей рабочих, колхозников, учителей, интеллигенции. Их воспитывали и назначали на различные должности. Поскольку они были более преданы делу.
Руководящие посты в Таджикистане, по его мнению, должны занимать люди, которые могли бы нести этот тяжелый груз ответственности. То есть это должны быть личности, умеющие управлять страной, люди, сведущие в своей отрасли, специалисты своего дела. У них должен быть жизненный и профессиональный опыт.
- Не важно, из какой местности человек, где родился, – считает эксперт. – Ведь он – таджик или таджикистанец. Но, к сожалению, ситуация сложилась такая, что большинство не хотят этого понять и признать. Подход к подбору и расстановке кадров должен быть совершенно иным. Да, я имею право взять на работу только того близкого мне человека, который обладает необходимыми для этой должности знаниями и деловыми качествами. Но назначать на должность земляка, у которого нет ни должного образования, ни достаточного опыта, ни соответствующего воспитания, только потому, что он мой земляк, значит, вредить себе, вредить делу, вредить стране. Слишком высока ответственность за подобные поступки.
Хайдар ШОДИЕВ
Источник - ASIA-Plus
Север – Юг. Куда повернул компас Таджикской власти?
0 коммент.:
Отправить комментарий