Недавний визит в Душанбе министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова имел далеко идущие последствия для стран Средней Азии. Казалось, причем здесь вопросы геополитики региона, когда встречи глав МИД стран ШОС посвящалась подготовке саммита в сентябре этого года в Душанбе? Но недаром говорится: Восток – дело тонкое…
Дело в том, что «на полях» этой рабочей встречи российский министр провел встречу со своим коллегой Сирожиддином Асловым, а также удостоился и приема президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Позже, на встрече с молодыми таджикскими дипломатами Лавров уверял, что он очень доволен итогами переговоров с Рахмоном, пытался агитировать за вступление Таджикистана в ТС, критиковать Запад за «двойные стандарты» по ситуации в Украине.
Впрочем, судя по аналитике ведущих российских газет, направивших с Лавровым журналистов в Душанбе, там не проявили особого энтузиазма при словах о вступлении Таджикистана в ТС, а точнее, его новоявленный клон с названием ЕАЭС. Причем, если раньше таджики тактично намекали на то, что их страна пока не имеет прямых границ со странами Евразийского экономического союза, то теперь после начала процесса вступления в него Кыргызстана эти доводы стали вроде бы неактуальными.
Еще за месяц до визита Лаврова в Душанбе российские СМИ провели тщательную информационную обработку. Так на сайте odnako.org вышел материал Ивана Лизана «Таджикистан на развилке: интеграция в Союз или дезинтеграция». Иными словами, таджикам достаточно жестко намекнули: кто не с нами, того ждет развал страны. Вот как это звучит в устах Лизана: «В целом, Таджикистан рискует в ближайшие несколько лет окончательно растерять оставшийся после краха СССР скудный запас прочности, после чего республика погрузится в хаос, ростков которого более чем предостаточно: сказывается бедность, контрабандисты в ГБАО и соседний Афганистан. Впрочем, есть и промежуточный вариант для местных элитариев, формулу которого – «Взять все и поделить» – озвучил бессмертный Полиграф Полиграфович Шариков. В основном, именно этим и занимаются элиты Таджикистана, начиная от поделенного алюминия и временно бесхозного завода «Таджиказот», принадлежащего украинскому олигарху Фирташу.
Что интересно, Таджикистан со своей стороны попытался скромно оппонировать грубому «наезду», аргументируя пассивность тем, что страна пока не готова к вступлению в ТС или ЕАЭС. На сайте Asia-Plus выступил со статьей «Таджикистан и ТС: что рисует перспектива» Комеб Джалилов, старший научный сотрудник отдела международного права Академии наук Таджикистана.
Таджикский ученый продемонстрировал наличие собственной позиции по ситуации в Украине, не стопроцентно совпадающей с официальной точкой зрения Москвы: «Западные и украинские СМИ в один голос объявили о том, что Россия начала войну с Украиной, хотя о войне, которая имеет четкую юридическую процедуру, в том числе и ввод войск, не было и речи. Здесь произошла подмена понятийного смысла действия, основной целью которого было в конкретной ситуации оказание давления на сознание обывателей. В свою очередь и Россия не осталась в долгу. Начался информационный терроризм и информационная диверсия с использованием всех средств и возможностей дезинформации».
Господин Джалилов словно предугадывал, что после визита Лаврова в Душанбе Москва может переменить отношение к властям Таджикистана. Вот как он высказался в своей статье: «Как известно, за период формального существования СНГ и других союзов и договоров Узбекистан и Россия неоднократно изменяли подход к межгосударственным отношениям на более жесткой и прагматичной основе для защиты своих интересов, иногда в ущерб своим соседям и стратегическим партнерам. Таджикистан к такому подходу еще не готов, конкуренция за рынки сбыта – пока у Таджикистана только хлопок, алюминий и дешевая летом гидроэлектроэнергия – еще не формировалась. Здесь можно отметить также приграничную свободную торговлю с южными соседями через построенные мосты и дороги».
Говоря иными словами, Таджикистан не хотел бы отказываться от всех преимуществ свободного торгового обмена с Китаем, Ираном, даже тем же Афганистаном. А еще опасается того, что Россия в очередной раз изменится в отношении к Таджикистану.
Оптимизм таджиков вызывали сообщения в прессе о том, что соседний Кыргызстан добился смягчения условий вступления в Таможенный союз. Как пишет об этом на сайте Института освещения проблем войны и мира, некто Павел Дятленко, «Министр экономики Кыргызстана Темир Сариев заявил, что страна нуждается в 377 миллионах долларов США для реализации дорожной карты, которая включает план действий по изменению законодательства для соблюдения правил Таможенного союза, гармонизация законов о перемещении товаров и транспортных средств, обучение железнодорожных таможенников и усиление контроля над границами. Россия согласилась выделить 200 миллионов долларов США на это, а Казахстан покроет остальную часть». Странно, что Беларусь не взялась на долевой основе оказывать помощь Кыргызстану.
Однако радужные мечты Таджикистана о преференциях за вступление в Таможенный союз были омрачены резким демаршем Ташкента. Сначала заместитель премьера Узбекистана Рустам Азимов в довольно жесткой форме заявил о непризнании экологической экспертизы строительства Рогунской ГЭС, выполненной на средства Всемирного банка. А затем сайтом «Центр Азия» размещается откровенно провокационная статья за подписью узбекского академика Рустамжона Абдуллаева «Узбекистан должен предпринять отдельные срочные меры для укрепления своей гегемонии в центрально-азиатском регионе».
В отличие от прежних публикаций этого автора, ратовавшего за то, чтобы Узбекистан взял на себя бремя лидерства в регионе Центральной Азии, в этот раз прозвучали призывы к прямому военному вторжению, если Таджикистан не остановит строительство Рогунской ГЭС: «Тогда Узбекистану следует направить в Рогунское ущелье всю свою могучую армаду военных самолетов-бомбардировщиков и забросать плотину самыми современными авиабомбами! Есть ли другая альтернатива бомбовому удару? Таковой не имеется. Вместе с этим следует нанести и упреждающий удар по таджикской армии из Сурхандарьинской области по линии Турсунзаде – Гиссар – Душанбе. Многие читатели могут меня обвинить в экстремизме, но я задам им встречный вопрос: как еще можно остановить амбиционных таджикских авантюристов без применения военной силы? Они, почуяв возможность господства над сильным соседом, не остановятся ни перед чем! Здесь Руководству Узбекистана следует брать пример с беспримерной решимости Владимира Владимировича Путина, который в ответственный момент не побоялся принять меры военного характера. Решительность всегда оправдывается Историей».
В Интернете развернулась горячая полемика по данной теме. Однако через несколько дней сайт «Центр Азия» опубликовал письмо академика, где он отказывается от авторства указанной выше статьи.
Любопытно, что сайт публикует письмо академика без комментариев, даже не пытаясь хоть как-то объясниться за эту некрасивую историю, причем оставив без внимания скромную просьбу Абдуллаева о снятии скандальной статьи. Получается, что любой сайт может использовать на свое усмотрение громкое имя любого ученого или политика и остаться безнаказанным?
Эта очень странная ситуация, когда третьи лица от имени узбекского академика угрожают Таджикистану бомбардировкой военной авиацией, была неожиданно подхвачена в материале Виктории Панфиловой в российской «Независимой газете» под названием «Между Ташкентом и Душанбе пробежала вода».
Несмотря на то, что Всемирный банк еще необнародовал в официальном порядке итоги исследования, газета поспешно и радостно публикует вывод нанятых ВБ экспертов: «Технически возможно и экономически обоснованно эксплуатировать Рогунскую ГЭС и весь Вахшский каскад электростанций в рамках существующих соглашений и практик по управлению водными ресурсами», – резюмировала компания POYRY ENERGY LTD, проводившая экспертизу проекта.
Однако после этого вывода, который должен был порадовать россиян, в споре между Душанбе и Ташкентом стоявших за таджиков, Панфилова на удивление бывших союзников дает диаметрально противоположную оценку от эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева: «Гигантские ГЭС проектировались во времена СССР, под управлением из Москвы, под создание соответствующих народно-хозяйственных комплексов. Они не соответствуют нынешним трендам развития региона, все планы по экспорту электроэнергии из Таджикистана и Киргизии – это мифы, поддерживаемые, кстати, из Вашингтона. Нужны новые проекты – малых и средних ГЭС, возобновляемых источников, которые, не вызывая конфликтов и не нанося ущерба региону в целом, решали бы проблемы каждой из малых республик».
Ну, дела! Все эти годы россияне «промывали мозги» аудитории своими утверждениями о том, что проект Рогуна якобы создавался в Ташкенте и он абсолютно безопасен, а теперь они вдруг развернулись на 180 градусов. С чего бы это?
Выясняется, что ничего неожиданного здесь нет. Дальнейшие выводы и суждения Князева говорят о том, что имитация смены вектора российским экспертом вызвана опасениями по поводу возможного появления военной базы США в Узбекистане: «Насколько мне известно, в Ташкенте до настоящего времени давлению сопротивляются. Антиузбекское решение по рогунскому проекту будет иметь в таком случае серьезное продолжение сразу по нескольким направлениям. Таджикистан – прямой военный союзник России, и любые силовые действия со стороны Узбекистана, направленные против строительства Рогунской ГЭС, вызовут вопрос о помощи РФ Таджикистану и соответственно могут обрушить российско-узбекские отношения. Следствием окончательного отказа Узбекистана от размещения американских баз станет и активизация подконтрольных американцам террористических группировок в Афганистане, которые будут через таджикскую территорию направляться в Узбекистан, – новейшая история региона уже знает подобное. Другими словами, может быть осуществлена попытка открыть новый, после Украины и Кавказа, фронт нестабильности, в который будут втягивать Россию».
Неправда ваша, господин Князев! Новейшая история Таджикистана и Узбекистана знает историю 2000 и 2001 годов, когда афганских боевиков на вертолетах российских ВВС доставляли в приграничные горные районы на таджикско-узбекской границе для того, чтобы забрасывать в Узбекистан. Так что фронт нестабильности создавала тогда Россия, а как сложится на этот раз, еще будем присматриваться.
Единственно, в чем можно согласиться с Князевым: Россия вовсе не горит желанием достроить Рогунскую ГЭС. И не потому, что Узбекистан ей приглянулся, а просто она убедилась в непорядочности Таджикистана после постройки Сангтудинской ГЭС. Перед приездом Лаврова в Душанбе долг государственной кампании «Барки точик» достиг суммы 85 миллионов долларов. Очевидно, президент Э.Рахмон не пообещал погасить долги, так с какой стати русские будут строить Рогун? Так что бомбить пока и нечего…
Ибодулло Мирзоалиев
Из почтового адреса редакции
Источник – Союз независимых журналистов
Таджикистан начал торг за вступление в ТС
0 коммент.:
Отправить комментарий