Лента новостей
Загрузка...

Бэла Кудайбергенова: «Не хочу бояться!»

Журналистка Бэла Кудайбергенова уверена, что новая, лучшая жизнь всегда находится по ту сторону страха, именно поэтому она решилась порвать с агентством «Хабар» столь громким и скандальным образом. Об этом она рассказала в интервью "Республике".

3 декабря на странице в «Фейсбуке» корреспондента агентства «Хабар» в Лондоне Бэлы Кудайбергеновой появилась короткая запись: «Наконец-то я ухожу из ХАБАРА (и 24КЗ, что, впрочем, одна контора)! Меня переполняет огромное счастье! Я поняла, у меня есть совесть! Я не могу больше ВРАТЬ!»

Эти четыре предложения буквально взорвали казахстанское сообщество журналистов. Громкий и скандальный уход журналиста стал самой популярной темой для обсуждения. Причем, дискуссии велись не только на ее странице в «Фейсбуке», где кто-то поддержал ее решение и даже восхищался им, а другие обвиняли ее в том, что «плюнула в колодец, из которого пила 12 лет».

В этом духе вышли и публикации в СМИ. Некоторые даже принялись «разоблачать» истинные причины ухода Бэлы из «Хабара», ставя на первое место нежелание руководства «Хабара» поднять ей зарплату. Об этом, например, написал журналист сайта Serke.org Берик Мынжасар: «После обесценивания тенге ее зарплата в переводе на фунт стерлингов оказалась копеечной. После очередной девальвации она потребовала от руководства повысить заработную плату в два раза. Руководство из-за финансовых затруднений приняло решение о сокращении должности корреспондента в Лондоне. Ей предложили вернуться собкором в Москву. И тут у журналистки, не сумевшей добиться своего, вдруг «проснулась совесть». Она выступила против «Хабара». По сути — плюнула в колодец, из которого пила на протяжении 12 лет. Вот и вся причина».

Остальные публикации в СМИ — лишь вариации на эту тему. А как было на самом деле? Нам удалось связаться с бывшей журналисткой «Хабара» и задать ей вопросы.

- Бэла, что стало все-таки основной причиной Вашего ухода? В комментариях и казахстанских СМИ пишут, что причиной послужило, якобы, закрытие корпункта в Лондоне и перевод Вас в Москву. А Вы пишете, что «устали врать». Не лукавите?

- Не лукавлю! Протест мой зрел многие годы, рано или поздно это должно было произойти. О моем несогласии с курсом страны и канала знали все друзья и даже коллеги. Свое несогласие я выражала много лет, начиная с работы в московском корпункте. Меня называли революционером, ругали, осуждали на коллективных советах, но почему-то продолжали терпеть. Немало на канале тех, кто разделяет мою точку зрения, но у них нет выбора, альтернативных СМИ в Казахстане нет, никто не хочет быть изгоем.

- Можете оценить реакцию на ваши заявления в «Фейсбуке» и не только?

- Без сомнения, позитивных откликов и поддерживающих комментов было гораздо больше, чем негативных, что радует и вселяет надежду. Естественно, я не ожидала такой реакции людей на мой пост! Объяснить это могу только тем, что задела прыщ, который давно нагнаивается в нашем обществе. Мои слова отозвались эхом в сердцах тысяч людей, которых «достала» ложь госканалов. Малюсенькая правда, которая в эмоциональном порыве выплеснулась в моем «ФБ», потрясла людей до основания! И это естественно.

- Почему?

- Наше общество находится в душном информационном мешке. Но когда в него пробивается капля свежего воздуха, атрофированный пропагандой мозг инстинктивно дергается в сторону «лайка», понимая, что именно там спасение!

Кстати, оказывается, я не одна такая. Недавно со словами: «Я устала врать», ушла с телеканала «Россия Сегодня» (RT) и американская журналистка Лиз Уол. Она сказала эти слова в прямом эфире. Она работала на пропагандистскую машину Путина и тоже не выдержала.

- Многие пытаются понять цель Вашего столько громкого «хлопанья дверью»...

- Цели было две: скинуть с души «груз», который нести было уже не по силам. А вторая, может быть, сказать людям: «Я презираю то, что делаю! Откройте глаза, проснитесь! Вы живете как рабы в одной из богатейших стран мира, и только потому, что вас обманывают и обкрадывают! А еще прошу у вас прощения за все, что сотворила, страх и тупость моя тому виной! Я знаю, вы меня простите, потому что казахи — самый терпеливый и самый всепрощающий народ на земле, на нем всегда ездили и будут ездить все, кому не лень».

Я бы могла уйти, как и все другие до меня — тихо-мирно, без скандала, им было страшно, потому что за правду у нас бьют. Страшно и мне, но я высказалась, потому что не хочу больше бояться! Потому что новая, лучшая жизнь всегда находится по ту сторону страха!

- А когда и при каких обстоятельствах Вы сообщили руководству «Хабара» о своем желании уйти из агентства?

- О своем решении уйти я сказала директору канала примерно месяц назад. Даже попросила оформить внеплановый отпуск, чтобы найти новую работу. Уведомление о переводе в Москву мне прислали три — четыре дня назад. Так что ни о каком торге по поводу зарплаты речи быть не может. Руководство знало, что в Москву я не поеду. Я эмигрировала в Британию не для того, чтобы возвращаться. Путинская Россия, кремлевский воздух — нет, сорри, сэнкью вери мач, не в этой жизни!

До смешного, я, кажется, до сих пор еще в штате Хабара, хотя уже во всех постах меня называют бывшей сотрудницей. Свободной де-юре я буду 2 января 2016 года!

Работать на ТВ я начала почти 20 лет назад, сначала на российском телевидении, а последние 12 лет на казахстанском «Хабаре».

- А что Вы называете враньем на госканалах?

- Враньем я считаю практически весь поток информации, который льется с телеэкранов в Казахстане. Показываются мнения только «заинтересованных» экспертов, перевираются факты, мнения, настроения...

Как я могу делать сюжеты о том, что в Британии хуже жизнь, чем в Казахстане, когда годовой доход казахстанского врача 2800 долларов, а в Британии 200 тысяч?!

К тому же, преступен выбор самих тем. О происходящей в стране девальвации на каналах «нет и запаха», — как написал мой друг в «ФБ», а если и есть, то подается в таком виде, что всему виной пресловутый мировой кризис. Полная чушь. Британия чувствует себя великолепно, экономика растет, безработица на самом низком уровне за последние 5 лет. Доказательство — абсолютная победа консерваторов на минувших парламентских выборах. Здесь, в отличие от нас, выборы честные.

- Когда вы работали на «Хабаре», вы читали оппозиционные СМИ? Как оцениваете то, что они дают?

- Оппозиционную прессу я читаю всегда. Во многом я разделяю их политику. Старалась внести свой вклад, хотя, наверное, часто очень в нелепой форме. Так, например, когда была тотальная блокада информации о Жанаозене, писала об этом в своем аккаунте, а также просила дать оценку случившемуся британских экспертов, чем вызвала большее неудовольствие со стороны руководства канала и посольства. Естественно, комментарии не были использованы в сюжетах.

- В своем посте в «ФБ» вы написали о давлении на Вас, после того как ушли. В чем оно выражалось: звонили, писали, угрожали?

- Вы знаете, мне еще никогда не писали так много людей, как в эти три дня. Только в друзья попросились около 2 тысяч человек! Я болтала сутками с трактористами из Атырау, профессорами из Павлодара, диссидентами из Америки, троллями из КНБ и может даже, ФСБ, а также юристами из Сити, друзьями из Гаити, и это не конец. В основном люди говорили: «Ты, молодец! Держись! Страна с тобой! Успехов! И БЕРЕГИСЬ!!!»

Это произошло на второй день после публикации поста. Я сидела с подругой в лондонском отеле, пытаясь влить в себя чашку кофе, когда получила сообщение из... Я даже боюсь сказать, откуда, на самом деле, потому что не хочу выдавать человека, перед смелостью которого я снимаю шляпу! Этот маленький милый человек, не скрываясь, под своим собственным именем написал мне в ФБ: «Бэла, я случайно услышал, из Астаны в Лондон послали людей, чтобы с Вами разобраться. Я восхищаюсь Вами и очень за Вас волнуюсь. Вы очень больно ИХ задели, и они хотят Вас дискредитировать. Так что будьте осторожны».

Первая реакция у меня была немного позорная (наверное, от бессонной ночи): я сразу же заблокировала свой ФБ, потом, немного успокоившись, решила его восстановить.

Но не в этом суть! Суть в том, что поскольку «пострадать за правду» мне особо не хотелось, а от наших властей ожидать можно чего угодно, я сразу позвонила коллегам из Би-би-си и «Гардиен», которые на удивление очень быстро все поняли, сказав, если что — звони, мы на связи! Они же посоветовали заглянуть в лондонскую полицию, которая также ничему не удивилась, сказав: вы у нас такая не одна, мы вас записали, будьте спокойны — вы и ваша семья под защитой Британии! Звонят, приходят через день. Поручили быть бдительной, записывать все подозрительные разговоры, сохранять сообщения и держать включенным телефон!

- Как складываются взаимоотношения с «Хабаром» после вашего поста?

- С «Хабаром» у меня отношения нормальные. Я с ними не общаюсь. У меня больничный, потом отпуск, потом я ухожу. Некоторые коллеги со мной общаются, правда, конспиративно. Так что я до сих пор в курсе всей внутренней кухни на «Хабаре». Так, например, всем дали команду: «С Бэлой не общаться, ее посты не лайкать и не комментировать.

Не осталась в стороне и скучнейшая компания под названием «Посольство Казахстана в Лондоне». Оно не поленились и обзвонило людей в Британии, чтобы они прекратили общение со мной. Что очень забавно, потому что некоторые из них мне об этом и сообщили. В курсе того, что я «прославилась» даже Посольство Армении в Великобритании, в которое я позвонила сегодня утром, чтобы сказать, что запланированной с ними съемки не будет. Мне сказали: «Да, мы слышали, Бэла. Пусть у Вас все будет хорошо!» Чего и им желаю.

Также мне известно, что практически всем казахстанским СМИ настоятельно рекомендовали не писать обо мне, даже неполитическим изданиям. Так один женский модный журнал хотел взять у меня интервью, а потом передумал, потому что их «попросили» этого не делать.

- Какими должны быть СМИ, на Ваш взгляд?

- Хотя бы как в Британии. Здесь понятия государственное СМИ нет. Все они независимы от властей уже 4 века! Есть общественное телевидение, например, «Би-Би-Си». Платят за него сами люди, примерно 10 фунтов в месяц (это 5 чашек кофе) и смотрят себе в удовольствие самое разное «кино». Главная цель СМИ: показать все возможные и невозможные точки зрения на проблему, чтобы зритель сам решил, что да как.

Я большая поклонница Британского парламентаризма! Обожаю смотреть дебаты Палаты Общин! В спорах, орах и даже драках (они происходят в парламентских пабах, коих в Вестминстере аж 9) рождается решение!

Я поражаюсь красноречию и активности Камерона. Мой сын на это сказал: «Конечно, как ему не стараться, он приходит на работу, а 18 из 20 газет написали: «Камерон, ты — shit! Давай работай лучше!»»

А что у нас? А у нас в квартире газ...

- Какие у Вас планы на будущее?

- На носу Новый Год! В это время принято говорить и желать хорошее. Я хочу быть счастливой, и хочу, чтобы были счастливы другие, особенно, казахи! Включая «Хабар»! Им решать, какими им быть, и отвечать им же. Хочу сказать только молодым коллегам: у вас всегда есть выбор, не делайте, не пишите, не снимайте, если совесть говорит «Не надо»! А закончить я хочу словами Цоя: «Перемен требуют наши сердца! Перемен требуют наши глаза!»

Да, мы хотим перемен!

Последнее, но не по значению, как говорят англичане: обычно я иду впереди общего потока лет на 5! Решения, которые я принимаю, становятся массовыми именно через такое время. Так что, загадываю желание на Новый Год: пусть так и будет!

...Это интервью было подписано так: Бэла Кудайбергенова, «Не Агентство Хабар», Лондон, Великобритания:)

Жанна БИСАРОВА

Источник - www.respublika-kz.info

0 коммент.:

Отправить комментарий