Лента новостей
Загрузка...

Таджикистан превращается в центр религиозного экстремизма в ЦА

03199015_400tadjkПрошло почти 5 лет с момента запрета решением Верховного суда Республики Таджикистан деятельности в стране религиозно-экстремистского течения “Салафия”. Но решение, вызванное необходимостью защиты конституционного строя и предотвращения разжигания межконфессиональной розни, не дало ощутимых результатов.


Поначалу в Таджикистане предпринимались активные действия по противодействию “салафизму”. Были запрещены ввоз и распространение религиозной литературы и других материалов, которые пропагандируют идеи течения. Неформальный лидер религиозного движения “Салафия” вТаджикистане Сироджиддин Абдурахманов, известный также как Эшони Сироджиддин, был приговорен в 2009 году к 7 годам лишения свободы по ст.189 (Разжигание религиозной и национальной вражды) УК Таджикистана. Вместе с ним тюрьму сели семь его сподвижников, в частности, сын Камолиддин Абдурахманов.


Текущая ситуация в стране, связанная с течением “Салафия”, в частности, и религиозным фоном, в целом, свидетельствует о том, что в работе таджикских властей и правоохранительных органов в данном направлении допускаются существенные недоработки и упущения. Более того, при правлении Эмомали Рахмона наблюдается невиданная доселе связка государства и экстремистского течения в борьбе за власть и умы людей.


Этим и объясняется заигрывание таджикских властей и лично президента с представителями течения “Салафия”. Политическим пиаром выглядит досрочное освобождение по амнистии вышеупомянутого неформального лидера течения С.Абдурахманова. Это ни что иное, как попытка Рахмона превратить “салафитов” в сторонников в борьбе против активистов бывшей “Объединенной таджикской оппозиции” и “Партии исламского возрождения Таджикистана”.


Никак не препятствуют таджикские власти и спецслужбы финансово-материальной подпитке течения из-за рубежа, в частности США и ряда европейских государств. Прикрытые маской предпринимательства, сторонники движения наладили устойчивые каналы поступления религиозной литературы на таджикском и арабском языках из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов.


“Арабские покровители” и другие влиятельный круги, расположенные за рубежом, видя в “салафитских” ячейках республики надежный плацдарм для дальнейшего продвижения религиозного экстремизма, дестабилизации обстановки в стране и дальнейшего ухудшения религиозного фона в пользу радикальных исламистских взглядов, охотно поставляют в республику предназначенные для этого кадры. В настоящее время в столицеТаджикистана проживают почти 40 эмиссаров, которые служат “проводниками” идеологии “Салафия”.


Задача отменно подготовленных и приспособленных к таджикским реалиям эмиссаров заключается в увеличении числа сторонников течения, особенно среди молодежи, распространении листовок, показной “благотворительности” для малообеспеченных семей. И стоит отметить, к сожалению, что они отлично справляются с этим.


На сегодняшний день общая численность “салафитов” в республике составляет 30 тысяч человек, в течение вовлечена в основном молодежь. Большая активность последователей течения наблюдается в городе Душанбе, Хатлонской и Согдийской областях, а также районах Раштской долины.


Обычным явлением стало проведение сборищ единомышленников в мечетях и домах, основной тематикой которых является установление вТаджикистане исламского государства по всем канонам идеологии “Салафии”. В широком арсенале “салафитских” адептов эффективным методом является подкуп имамов и служителей мечетей, дабы они продвигали идеи течения во время богослужений.


Наиболее опасным представляется прочное сотрудничество таджикских “салафитов” с единомышленниками из Кыргызстана. Таджикские салафиты – частые гости сборищ, проводимых в городе Оше, Навкатском и Узгенском районах Ошской области Кыргызстана.


Вместе с тем растет число граждан Таджикистана, обучающихся в зарубежных богословских центрах и рискующих стать жертвами вербовщиков “Салафия”. К примеру, в религиозных учебных заведениях иранского города Кум обучается свыше 3 тысяч таджикских студентов, треть которых находятся здесь нелегально. В Египте и Сирии, по разным оценкам, пребывают от 300 до 1,5 тысяч граждан Таджикистана. К сожалению, неконтролируемая таджикскими властями миграция приводит к тому, что завербованные “салафитами” таджики проходят подготовку и отправляются в “горячие точки” в качестве пушечного мяса. Например, по крайней мере, 190 таджикских граждан воюют на стороне боевиков в Сирии.


Безусловно, таджикские власти ведут рискованную и необдуманную политику, потворствуя укреплению позиций религиозно-экстремистских организаций. Официальный Душанбе, рахмоновская элита предоставляет “режим благоприятствования” “салафитам” и видит в этом подспорье в борьбе с внутриполитическими соперниками, надеется удержаться во власти, однако, не понимают обратного эффекта. Даже устранив противников на внутренней политической арене, нынешней власти придется столкнуться с собственным детищем, прочно стоящим на ногах и готовым предъявить собственное видение того, каким должно быть государство. В случае с “салафитами” последствия могут быть более чем плачевными.


Акобир Хамроев



Источник - ЦентрАзия

Таджикистан превращается в центр религиозного экстремизма в ЦА

0 коммент.:

Отправить комментарий