Лента новостей
Загрузка...

«Минфин и МВЭСИТ - взаимовыгодный тандем»

minfinВ последнее время национальные СМИ Узбекистана с завидным пафосом и усердием освещают блестящие достижения в экономике страны за счет привлечения крупных инвестиций и технологического перевооружения промышленного сектора.


Ежедневно, открыв газету или включив телевизор, можно услышать известие о вводе в эксплуатацию новых предприятий, модернизации производственных мощностей, а также создании сотен новых рабочих мест.


В унисон этому, Правительство с высокой трибуны заявляет о своих успехах при реализации масштабных инвестиционных проектов, призванных улучшить благосостояние народа и, как следствие, вывести страну на новый уровень прогресса.


Однако, к сожалению, анализ заявленных и фактических итогов проводимых реформ показывает, что процесс модернизации «пробуксовывает». Наблюдается ухудшение уровня жизни населения, отток рабочей силы за рубеж, рост неплатежей, а также кризис финансово-банковской системы.


Закономерно встает вопрос – почему на фоне колоссальных зарубежных финансовых вливаний, не происходит улучшения экономики Узбекистана?


Известно, что инвестиционную деятельность страны курируют Первый заместитель Премьер-министра Азимов Р.С. и министр внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Ганиев Э.М.


За долгие годы пребывания на занимаемых постах, Азимов и Ганиев сумели сместить экономический вектор Узбекистана в сторону Азиатского региона, откуда по настоящее время поступают огромные кредиты под крупные инвестпроекты.


Наладили рабочие отношения с руководителями многих международных финансовых институтов, таких как Азиатский банк развития и «ЛСА», а также банковскими структурами Китая, Кореи и Японии.


В частности, только за несколько лет в рамках соответствующих договоренностей в республику привлечено более 10 млрд. долларов США для реформирования нефтегазовой, энергетической, текстильной и других отраслей.


В результате, дуэт Азимова-Ганиева поставил под свой контроль потоки иностранного капитала и добился позиционирования себя в качестве ключевых фигур, обладающих правом принятия самостоятельных решений.


При этом, весьма затруднительно ответить на вопрос о том, действует ли «тандем» исключительно во благо Узбекистана, либо пользуется имеющимися неограниченными правами и возможностями по распределению иностранных субсидий и капиталовложений для укрепления собственного материального благосостояния.


В пользу последнего свидетельствует поспешность при подготовке технической документации по инвестпроектам и проведении тендеров на выбор подрядчиков, которые зачастую бывают сопряжены с подгонкой параметров под условия конкретных иностранных компаний.


Достаточно широко известно о фактах злоупотреблений и крупных хищений в области иностранных инвестиций, вскрытых в ходе громких дел, расследуемых правоохранительными органами республики.


По оценкам независимых экспертов, вследствие высокой коррумпированности данной сферы, а также допускаемых просчетов со стороны «тандема» при проведении инвестиционной политики, происходит неэффективное управление финансовыми средствами, что, несомненно, влияет на достижение конечной цели при реализации проектов.


В частности, большинство из намеченных программ по модернизации нефтегазовой и энергетической отраслей, на сегодняшний день, находятся в состоянии «пробуксовки», а некоторые даже приостановлены.


И это несмотря на то, что основная доля инвестиций приходится именно на эти сектора: порядка 6 млрд. долларов для развития нефтегазовой отрасли и около 3 млрд. долларов для модернизации энергетического блока.


В итоге, с каждым годом падает уровень обеспечения жителей Узбекистана энергоресурсами, что выражается в постоянной нехватке газа и перебоях в электроснабжении. В обиход уже прочно вошло такое понятие как «веерное» отключение электроэнергии.


В свете этого, остро встает вопрос о том, на какие именно цели и насколько эффективно используются поступающие от экспорта узбекского газа в Россию и Китай валютные средства, суммы которых исчисляются в несколько миллиардов долларов США.


Ярким свидетельством провала в реализации инвестпроектов энергетического сектора республики является наглядный факт -Узбекистан вынужден возвращаться к таким примитивным видам энергоносителей как уголь, который во всем мире считается экологически вредным топливом.


Впрочем, это далеко не единственное, мягко говоря, «упущение». Так, с треском провалена нашумевшая в бизнес-кругах Государственная программа «Год развития и благоустройства села», в рамках которой привлечены крупные кредиты Азиатского банка развития для строительства в сельских местностях республики жилых домов по типовым проектам.


Следует отметить, что качество более чем 23 тыс. построенных домов заставляет лишь уповать на милость природы, так как они имеют многочисленные дефекты, грубое отклонение от архитектурных и технологических норм, в них по сей день не созданы социально-бытовые условия.


Но, несмотря на это и дабы оправдать свои «благие» цели, Азимовым Р. С. разработана особая схема, согласно которой представители малого и среднего бизнеса обязаны авансировать строительство около 2 домов (каждый 130 млн. сум), заключив договор с Национальным банком ВЭД. Отказ в «благотворительности» приравнивается к саботажу со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.


При таком негативном фоне, Азимов Р.С. и Ганиев Э.М. предпринимают все возможное для сохранения своих постов, докладывая о достигнутых псевдо «выдающихся достижениях узбекской экономики», умалчивая о многочисленных проблемах – росте безработицы, инфляции, снижении темпов производства, отсутствии углеводородного сырья и т.д.


Уже очевидно, что многомиллиардные зарубежные заимствования, распределяемые бессменным дуэтом Азимов-Ганиев, а также коррупционные процессы во внешнеэкономической и инвестиционной деятельности вряд ли позволят Узбекистану реально оздоровить свою экономику.


Более того, уже сегодня, ответственным лицам в Правительстве следует задуматься о путях возвращения иностранных кредитов, чтобы эта ноша не стала непосильным бременем для следующих поколений узбекского народа.


Даврон Алиев 



«Минфин и МВЭСИТ - взаимовыгодный тандем»

ГАК «Дори-Дармон» ожидают серьезные реформы

 1358975543_doridarmonМедицина – это борьба за то, как с минимальными издержками сохранить и приумножить здоровье максимума людей. Но, пока одни болеют, другие зарабатывают деньги на лекарствах. Объем продаж лекарств в Узбекистане составил около 700 млн. долларов США в 2012 году, и эта цифра продолжает расти. За такой рынок стоит побороться: тем более, в отличие от автомобилей и смартфонов, лекарства для многих – вещь первой необходимости. В такой стране, как Узбекистан, где все контролируется государством, конкуренции не может быть по определению. На местном фармацевтическом рынке, в отсутствии конкуренции действует монополист -ГАК «Дори-Дармон», которым в течение длительного времени руководила Умида Салихбаева, благодаря усилиям которой компания превратилась в крупнейшую коррумпированную структуру республики.


По данным ВОЗ ежегодно во всем мире на службы здравоохранения расходуется 4,1 триллиона долларов США, из которых 750 миллиардов тратится на глобальном рынке фармацевтических препаратов. Однако 10%-25% расходов на государственные закупки (включая закупки фармацевтических средств) теряется из-за коррупции. В Узбекистане, в результате деятельности теперь уже бывшего главы ГАК «Дори-Дармон» данная цифра доходила до 40%, что было вскрыто в результате прокурорской проверки, выявившей многочисленные коррупционные схемы, которые были разработаны г-жей Салихбаевой и использовались структурами ГАК «Дори-Дармон» в течение длительного времени. Преступления затрагивали не только процесс закупки лекарственных препаратов (тендерные торги), но и систему хранения, учета, ценообразования и распределения.


Прежде всего, с самого начала руководства компанией Салихбаева предприняла меры к тому, чтобы вывести ГАК «Дори-Дармон» из под контроля государства. Государственная доля в компании составляет 36,1% акций. Остальная часть акций через подставные фирмы, юридических и физических лиц, близких к Салихбаевой, выкуплена, что обеспечило наличие контрольного пакета акций в одних руках.


В заключении прокурорской проверки отмечается, что «для формирования уставного фонда ГАК «Дори-Дармон» в 2006 г. в Узбекистан были ввезены лекарственные препараты иностранной компанией «Chester Trading & Investment)) LLC (адрес: США, Oregon, Salem, 285 Liberty). Оплата произведена передачей иностранной компании 34,9% пакета акций ГАК «Дори-Дармон», что противоречило законодательству. Данная американская компания принадлежит сыну Салихбаевой Умиды – Таймуразу Ткебучаве, гражданину США. В период с 2006 по 2012 гг. компании «Chester Trading & Investment)) LLC незаконно выплачено дивидендов на сумму около 1.3 млрд. сумов, которые были незаконно проконвертированы под предлогом закупки лекарственных препаратов. Только по данному эпизоду государству был нанесен ущерб в размере около 5 млн. долларов США.


Особого внимания требуют и вопросы организации тендерных торгов, которые, как стало известно, проходили под полным контролем и под диктовку главы ГАК «Дори-Дармон» Умиды Салихбаевой. Хотя правоохранительные органы не раскрывают сумму причиненного ущерба государству, источники в Министерстве здравоохранения называют цифру -70-80 млн. долларов США только за последние 5 лет.


Согласно Постановлению КМ Республики Узбекистана № 879 от 12 июля 2004 г. «О создании Реестра оптово-отпускных цен на лекарственные препараты и оборудование медицинского назначения» закупочная цена для бюджетных учреждений не должна превышать цену с учетом пошлины, НДС и 10% надбавки ГАК «Дори-Дармон», для которой эта «десятина» и является снабженческим заработком. Все это и должно было уберечь медучреждения от значительной переплаты за лекарства, снизить возможность сговора между участниками тендера и самим заказчиком. Однако, ГАК «Дори-Дармон» декларировал в Реестре искусственно завышенные цены на лекарства, чтобы потом иметь возможность продавать их бюджетным учреждениям и частным аптечным сетям по этим завышенным ценам. Один из прокурорских работников, попросивший не называть его имени, заявил, что «Реестр оптово-отпускных цен «эффективные менеджеры» ГАК «Дори-Дармон» превратили в фиговый листок». Они регистрировали цены в три раза дороже рыночной, а затем лекарства закупались в рамках разрешенных 10%. В результате и «законность соблюдена», и 300% навара для отката получено». В итоге незаконно заработанные средства выплачивались в виде высоких дивидендов основным держателям акций – Салихбаевой и ее родственникам.


Из-за махинаций ГАК «Дори-Дармон» цены на лекарственные препараты в Узбекистане значительно выше цен на аналогичные препараты в соседних республиках. К примеру, препарат «Онкаспар», который используется для лечения онкобольных, в Узбекистане стоит около 3 млн.сумов ($1100 по курсу черного рынка), тогда как в соседнем Казахстане— $600. Препарат «Элигард», который также используется в онкологии, в Узбекистане стоит $500 , в Кыргызстане — вдвое дешевле — $245 . Что тут говорить, если банальный «Фарингосепт», который используется при лечении простуды, стоит в полтора раза дороже, чем в России. А препарат для лечения суставов «Мукосат нео» в Узбекистане продается в три раза дороже, чем в Таджикистане.


После того, как Салихбаева ушла в отставку, при Министерстве здравоохранения Узбекистана создана правительственная комиссия, которой предстоит разработать меры по исправлению ситуации в ГАК «Дори-Дармон» и внедрить такие условия, которые бы исключали возможность использования коррупционных схем в данной структуре. Кроме того, перед правительственной комиссией поставлена задача вернуть государству акции ГАК «Дори-Дармон», которые были незаконно переданы в третьи руки, в том числе иностранным гражданам.


Эпоха Салихбаевой в очень специфичной и важной сфере общественного здравоохранения Узбекистана, наконец закончена. Специалисты уверены, что при правильном подборе нового главы «ГАК «Дори-Дармон» и реформах в этой структуре, ситуация на рынке лекарственных препаратов значительно улучшится, а цены на них станут более приемлемыми не только для малообеспеченных слоев населения.


Игорь Буторин




ГАК «Дори-Дармон» ожидают серьезные реформы