Лента новостей
Загрузка...

Туркменистану надо сотрудничать с соседями


turkmen В последние годы в СМИ выходит много статей, посвященных проблемам безопасности в Центральной Азии, активно обсуждается уровень боеготовности вооруженных сил государств региона в связи с возможной угрозой обострения ситуации в Афганистане после вывода из него международных сил в 2014 году. Так вот Туркменистану в них уделяется неоправданно мало внимания. Оставаясь на обочине работы по выстраиванию обороны от возможного проникновения боевиков, Туркменистан невольно становится самым слабым звеном.


Подробно анализируются способности Узбекистана и Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана в противостоянии прогнозируемому усилению террористической активности радикальных сил и обеспечении своей безопасности. При этом очень мало материалов посвящается Туркменистану, хотя он имеет весьма протяженную границу с Афганистаном, не имеющую каких-либо существенных естественных преград.


В этой связи предлагается рассмотреть состояние вооруженных сил Туркменистана, основные направления их строительства, уровень боеготовности и боеспособности.


С обретением независимости Ашхабад провозгласил о принятии нейтрального статуса Туркменистана, но, тем не менее, решил формировать собственные Вооруженные силы, достаточные для защиты государственной целостности и национального суверенитета от агрессии.


Туркменская армия была создана на основе дислоцировавшихся в республике частей Туркестанского военного округа – 4-х мотострелковых дивизий, 3-х авиационных полков, дивизии ПВО и ряда других воинских формирований. В результате принятия под юрисдикцию данной военной группировки Туркменистану досталось большое количество вооружения и военной техники Сухопутных войск, авиации и средств ПВО, а также запасы боеприпасов к ним.


Однако из-за низкого уровня профессиональной подготовленности личного состава, коррупции и воровства большая часть оставшейся с советских времен военной техники, вооружения была приведена в негодность уже впервые годы независимости. Здесь необходимо отметить, что вопросы подготовки военных кадров остаются для Туркменистана самыми проблемными на протяжении всего времени независимости.


В первую очередь это связано с очень низким уровнем среднего образования в стране. Далее на нем сказывается отсутствие необходимой мотивации у туркменской молодежи, не желающей служить в армии и предрасположенной к грубым нарушениям воинской дисциплины.


Созданные в стране военные институты и другие образовательные учреждения, так и не смогли достигнуть необходимого уровня качества обучения и подготовки офицерских и сержантских кадров в связи с отсутствием в стране военно-научного и интеллектуального потенциала. Их выпускники не обладают требуемыми знаниями военного дела, навыками управления подразделениями и самое главное морально-нравственными качествами.


Все эти проблемы копились годами и не решались при первом президенте Туркменистана Сапармурате Ниязове. С приходом нового руководителя страны Гурбангулы Бердымухамедова предприняты некоторые меры, направленные на исправление ситуации. В 2009 году он принял новую военную доктрину, в рамках которой реализуются программы по переоснащению войск, модернизации вооружения и военной техники, повышению профессионализма военнослужащих, активизации военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.


На сегодняшний день в республике действуют 5 военных округов. Имевшиеся дивизии переформировываются в бригады. Однако, данные преобразования организационной структуры вооруженных сил Туркменистана, продиктованные копированием опыта других более крупных стран-соседей, учитывая малочисленность личного состава, привели лишь к разрастанию управленческих звеньев и уменьшению боевых возможностей частей и подразделений.


Принимаемые Туркменистаном меры по укреплению своей армии еще оттого не дают эффекта, что продиктованы не объективными вызовами времени, а напряженными отношениями со всеми соседями, что вызвано проводимой внешней политикой, носящей отнюдь не миролюбивый характер.


Ашхабад весьма агрессивно ведет себя во всех возникающих спорах и не склонен к поиску взаимовыгодных и приемлемых решений. Этим и вызвано навязчивое стремление страны к демонстрации военной мощи путем проведения различных показных акций – учений, парадов, и т.д.


Несмотря на нейтральный статус Туркменистана, сегодня страна тратит значительные средства на модернизацию и приобретение катеров для военно-морских сил на Каспии, авиационную технику, средства ПВО и боевую бронетехнику. Регулярно проводятся масштабные учения и стрельбы.


Тем не менее, армия Туркменистана остается самой слабой по сравнению со всеми его соседями. Особенно это заметно на примере Афганистана, армия которого превышает 300 тыс. человек. Поступающие вооружение и военная техника с первых дней попадают в неумелые руки и в кратчайшие сроки приходят в неисправное состояние. Проводимые из года в год учения по одинаковому сценарию способствуют дальнейшей деградации командного состава, который не способен гибко и грамотно принимать решения в случае развития нестандартных ситуаций.


Поэтому представляется разумным Ашхабаду с его нейтральным статусом изменить политику по отношению к соседям, которые прекрасно осведомлены о реальном уровне боеспособности его армии, а вооруженным силам Туркменистана необходимо при подготовке к нейтрализации реальных вызовов и угроз безопасности государства разработать хотя бы первичные меры взаимодействия с соседними странами Средней Азии.


Мартинов Виктор



Туркменистану надо сотрудничать с соседями

0 коммент.:

Отправить комментарий