Лента новостей
Загрузка...

Туркменский президент страхуется от Украины

berdimuhammedovgr На фоне недавней активизации событий на Украине президент Туркменистана сильно озаботился поиском новых гарантий сохранения суверенитета страны. Визиты в Китай и Таджикистан говорят об активной работе в этом важном направлении.


С первых лет после развала Советского Союза Туркменистан выбрал статус нейтрального государства. Отказываясь вступить в ОДКБ, Евразийский союз, Ашхабад надеялся на то, что большая геополитическая игра, развернувшаяся на пространстве Центральной Азии ведущими мировыми державами, обойдет его стороной. Однако наличие колоссальных запасов природного газа сделало страну «яблоком раздора» между Китаем, Россией, ЕС и Индией.


Попытка Туркменистана проложить подводный газопровод по дну Каспийского моря встретила настолько сильное неприятие России, что там заявили о готовности воспрепятствовать этому даже военными методами. И тогда был сделан приоритет на газопроводе в Китай.


Параллельно возникло напряжение по вопросу выдачи туркменских паспортов жителям страны, имеющим гражданство России. Согласно тому договору, который имелся во времена Ельцина, Туркменистан допускал этот вариант двойного гражданства. Однако позже было заключено соглашение с Путиным о том, что действие соглашения прекращается. Конечно, позднее Госдума РФ отказалась ратифицировать данное межправительственное соглашение, как ущемляющее права соотечественников, проживающих за пределами России. Но туркменская сторона приостановила выдач) паспортов нового образца обладателям гражданства РФ, потребовав определиться со своим выбором.


Если вспомнить о том, как аннексия Крыма начиналась с принятия Госдумой закона о том, что Россия вправе ввести своп войска на территорию других государств для защиты своих граждан, то опасения Ашхабада вполне понятны. Недавно сайт «Хроника Туркменистана» сообщил о том, что с 5 мая государственная миграционная служба Туркменистана начала выдавать новые биометрические паспорта лицам с двойным туркмено-российским гражданством, а также начала принимать заявления и документы на выдачу паспортов от этих лиц. При этом выдают паспорта тем бипатридам, которые получили гражданство России до июня 2003 года, а тем, кто принял данное гражданство позже, поставлено требование об отказе от гражданства РФ.


Так что нейтральный Туркменистан вынужден создавать временные или постоянные альянсы в надежде отсрочить появление в песках Каракумов «вежливых человечков». В этом плане визиты президента Туркменистана в Таджикистан 4-6 мая и Китай 12 мая преследуют именно эту цель.


Здесь интересны два громких проекта, которые анонсировали раньше обе страны. Первый из них – это реализации проекта по строительству       железной                                 дороги Таджикистан-Афганистан-


Туркменистан. Этот проект запущен больше года назад. В марте 2013-го главы трех стран подписали меморандум о взаимопонимании по строительству трансафганской железной дороги, а уже в июне в Туркмении состоялась церемония закладки магистрали.


Что интересно, Туркменистан строит свой 400-километровый участок дороги, собираясь завершить его уже в следующем году. Однако в Душанбе и Кабуле даже не определились с финансированием, хотя ранее о готовности вложить деньги в проект заявили Азиатский и Исламский банки развития.


В чем же тут дело? Казалось, Таджикистан должен быть больше всех заинтересован в этом проекте, поскольку именно он считает находящимся себя в транспортной блокаде со стороны Узбекистана. Афганистан надеется иметь дивиденды за транзит грузов с обеих сторон, поэтому его интерес здесь не столь очевиден. Туркменистан поддерживает проект только ради того, чтобы включиться в продвигаемый США проект «Нового шелкового пути» с целью вовлечения Кабула в орбиту восстановления мирной жизни.


Возможно, все дело в скандале, возникшем в январе этого года, когда руководитель государственной компании “Таджикские железные дороги” Амонулло Хукуматулло заявил, что Душанбе и Кабул договорились о новом маршруте афганского участка железной дороги. Ашхабад счел себя сильно обиженным, поскольку изменения с ним не были согласованы. Старательно заглаживая свою вину, в Душанбе пошли на увольнение руководителя своих железных дорог, хотя он и является сватом президента Рахмона.


В российской газете «Правда» за 15 мая вышел материал Сергея Кожемякина «Душанбе и Ашхабад: коридоры сотрудничества», в котором приезд Гурбангулы Бердымухамедова называют серьезной дипломатической победой Душанбе. Дескать, Таджикистан «утер нос» соседнему Узбекистану, заключив договоренности с Туркменистаном.


Однако вряд ли стоит переоценивать значение этого визита. Потому что и Тегеран называл Душанбе своим стратегическим партнером, братом и другом, но заметно охладел к Таджикистану после того, как таджики просто перестали платить за электроэнергию, потребляемую из Сангтудинской ГЭС, построенной Ираном. Когда счет пошел на миллионы долларов, иранские братья стали волноваться. Дружба дружбой, а платить за услуги надо.


Так что и поставки дешевого природного газа в Таджикистан через трубу, которую проложит из Туркменистана Китай, вполне могут стать со временем причиной для «газовой войны» между поставщиком и ненадежной транзитной страной, коей неизбежно станет Таджикистан. Сначала он станет просить откачать часть газа в виде оплаты за транзит, а когда эта квота будет использована, станет воровать газ из китайской трубы. Тут к гадалке не ходи.


Господин Кожемякин говорит о том, что в Таджикистане боятся как огня сближения Туркменистана и Узбекистана в вопросе противодействия проектам гигантских ГЭС, которые лоббирует Душанбе. Если Таджикистан в один день оставит соседей без воды, этот альянс стран низовья сложится без всяких команд сверху или интриг, стихийно. И ничто не остановит это.


Гораздо важнее в этом плане визит президента Туркменистана в Пекин, где 12 мая в Доме народных собраний его принимал председатель КНР Си Цзиньпинь. Сообщается, что лидеры двух стран заключили “Договор о дружбе и сотрудничестве между КНР и Туркменистаном”, подписали “Программу по развитию и углублению отношений стратегического партнерства между КНР и Туркменистаном (2014-2018 гг.)”. При их присутствии был подписан ряд документов о двустороннем сотрудничестве.


Осторожные китайцы предпочитают не дразнить русского медведя, в настоящий момент упивающегося расправой над увязшей в хаосе Украиной. И не афишируют масштабы сотрудничества с Туркменистаном, однако все же не могут избежать появления в Интернете выступлений нацистских деятелей России, призывающих разобраться с Ашхабадом заранее, пока еще президент страны не распродал на корню газ па сто лет вперед. Мол, как он посмел продать на сторону газ, который столько лет исправно тек в Россию’?


Посмотрим, станет ли Китай с оружием в руках защищать газовую трубу, если на нее вдруг станут покушаться граждане России из числа той самой «пятой колонны» Путина, которую бережно лелеет Москва.


Мердан Мурадов


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Туркменский президент страхуется от Украины

0 коммент.:

Отправить комментарий