Лента новостей
Загрузка...

Что изменилось в государстве за 3 года управления Атамбаева?

22199 w500 77796 Очевидно, настало время поговорить об итогах 3-летнего президентства Алмазбека Атамбаева. Обратим внимание на цифры, отодвинув в сторону чувства и политические технологии на фоне просто так сказанных критических мнений.


Похоже, Атамбаеву государство досталось в самое тяжелое и кризисное время в новой истории. Разрушенная инфраструктура, остатки двух революций дополнились абсолютным неуважением народом власти, неверием и высокой социальной нестабильностью.


Столкнувшиеся с подобной ситуацией бывшие соседи по СССР Молдавия и Украина, как нам всем известно, не смогли удержаться в рамках, остались под волнами гражданской войны. Один бог знает, что спасло Кыргызстан от такого сценария. Сегодня вместо подсчета фронтовых потерь мы считаем экономические результаты, уже из одного этого факта нельзя говорить об отсутствии вклада сегодняшнего главы государства.



Об экономике


В течение 3 лет общий объем доходов государственной казны вырос в 1,4 раза, а рост ВВП составил 6,8%. За этой статистикой лежит судьба простого народа.


Привлечение инвестиций считается одним из необходимых условий для развития такой открытой экономики, как наша. В Кыргызской Республике в это время появились либеральные законы, достаточные для регулирования вопросов валюты, уменьшились налоги на доходы и на прибыль.


Но два наших несчастья – социально-политическая нестабильность, то есть, «кетсинизм» (нигилизм) и коррупция останавливают развитие страны.


Несмотря на это, в страну потихоньку приходят некоторые инвестиции. Самые крупные инвестиционные проекты реализуются в энергетике, транспорте и сельском хозяйстве. Для обеспечения энергетической безопасности, для дальнейшего подсоединения ГЭС Камбар-Ата к энергосети и подачи мощностей, избавления республики от зависимости перед сетями соседних государств, а также обеспечения потребителей электричеством с повышением надежности, проводится реконструкция и модернизация новых и используемых мощностей, подстанций и электролиний.


Сегодня завершилась 3-летняя программа модернизации электросетей городов Бишкека и Оша. Проложены 140 км линий электропередач на 110 кВ «Айгульташ-Самат», они обеспечивают энергетическую безопасность Баткенской области.


В 2013 году протянуты 248,6 км электролиний на 220 кВ и 5 подстанций «Датка» на 500 кВ. Заново проведены работы по оснащению подстанции на 220 кВт, обеспечивающей независимость юга страны, проведена полная генерация Нижненарынского каскада ГЭС. Наряду с этим для обеспечения полной энергетической независимости и создания собственного энергетического кольца завершилось строительство подстанции «Кемин» на 500 кВ и построена ЛЭП 500 кВ «Датка-Кемин». Также строятся гидроэлектростанции общей мощностью 237,7 МВт на Верхненарынском каскаде. Наряду с этим ведется работа по обеспечению полной энергетической безопасности и созданию собственного энергетического кольца, завершается строительство подстанции на 500 кВ и идут строительные работы. Для диверсификации экспортных пропусков под эгидой проекта «CASA-1000» идут работы по строительству ЛЭП 500 кВ «Датка-Ходжент» (Таджикистан).


С целью получения базовой и гарантированной электрической мощности, не подпадающей под водный режим, началась модернизация Бишкекской ТЭЦ, а ее мощность увеличилась на 300 МВт благодаря использованию отечественного угля.


В сфере малой гидроэнергетики разработано технико-экономическое обоснование 4-х малых ГЭС, в ближайшее время объявят тендер на строительство 2-х малых ГЭС.


Под эгидой составленного соглашения с ОАО «Газпром» достигнуто соглашение о привлечении инвестиций в объеме 20 млрд на модернизацию и переоснащение оборудования, а также о строительстве газопровода, объединяющего север с югом республики.


В будущем при финансовой поддержке Азиатского банка развития запланировано переоснащение крупной Токтогульской ГЭС. Для развития угольной отрасли рассматривается вопрос внедрения технологий переработки угля как альтернативного энергетического ресурса. Говоря другими словами, есть конкретные планы и заметные глазу результаты.


По итогам отчета «Делай бизнес» Всемирного банка на 2014 год, Кыргызская Республика улучшила свои позиции на 2 пункта, поднялась с 70 места на 68, обошла такие государства, как Турция, Китай. По индексу способности к глобальной конкуренции, составляемого ежегодно экономическим фондом Всемирного банка, Кыргызская Республика передвинулась с 127 на 121 место. Это очень хороший результат, принимая во внимание неполное социальное благоприятствование и не очень высокую привлекательность в глазах инвесторов.


Начиная с 2012 года на грантовой основе под эгидой государственных инвестиционных программ привлечено 545,3 млн долларов США, в том числе по ПГИ 245,6 млн долларов США. Также на программную помощь и поддержку бюджета имеется 299,7 млн долларов США.


О чем это говорит? Грант это не кредит. Он не увеличивает внешний долг, его не надо возвращать. Согласно этому в государство поступили очень большие суммы денег, не требующие возврата. Самое главное, можно видеть на что тратятся эти деньги (в отличие от прежней «темной комнаты полной черных кошек»).


К статье прилагается таблица распределения грантовых средств. На мой взгляд, наверняка это будет интересно читателям.


 О коррупции


Одним из решений Алмазбека Атамбаева с приходом главой государства стало создание Антикоррупционной службы в составе Государственного комитета национальной безопасности. Этот указ подписан 14 декабря 2011 года.


4 ноября 2013 года на очередном заседании Совета обороны Кыргызской Республики рассмотрен вопрос о работе данного органа и главных итогах борьбы с коррупцией. Тогда указом президента КР «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» создана рабочая группа по координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере борьбы с коррупцией при Совете обороны Кыргызской Республики.


В начале ноября 2014 года рабочая группа вместе с секретариатом Совета обороны КР рассмотрела коррупционные риски в 9 государственных органах.


Рабочая группа приняла решение об упразднении открытого акционерного общества «Кыргызская агропродовольственная корпорация» со 100% долей государственной собственности как неэффективное и коррумпированное. Этот показатель один из других.


Да, коррупцию мы пока не победили и не вытеснили, но есть результаты в борьбе с ней. В 2012, 2013 и 9 месяцев 2014 года общее количество возбужденных уголовных дел внушительно. Так, 12 уголовных дел возбуждено правоохранительными органами и специальными органами на бывших и сегодняшних депутатов ЖК. На руководителей министерств и ведомств и их заместителей 20 уголовных дел. На областных и районных судей республики 31 уголовное дело. На сотрудников органов местного самоуправления 340 уголовных дел.


Кроме того, в 2014 году по признакам преступления возбуждено более 10 уголовных дел по статье 303 «коррупция» Уголовного кодекса КР.


В общей сложности по коррупции возбуждено 4337 уголовных дел. В казну возвращено 900 млн сомов в качестве возмещения нанесенного ущерба.


 О вооруженных силах


Реформирование Вооруженных сил Кыргызстана ставит конкретную цель – в  Кыргызстане есть единый центр управления, должна быть армия современного типа, способная выполнять стратегические обязанности по защите страны.


К сожалению, через 23 года независимости мы не можем похвалиться таким делом. В продвижении к цели стала заметна известная динамика только в последние годы. Как бы там ни было, о социальной защите военнослужащих, стратегическом развитии этого сектора государства кроме иностранных доноров до этого никто давно не заботился.


Согласно указу президента в феврале 2014 года Главный штаб Вооруженных сил Кыргызской Республики заново воссоздан как Генеральный штаб Кыргызской Республики, он определен другими военными структурами как центральный орган военного управления и главный оперативный орган Вооруженных сил.


В результате стратегической политики международного партнерства и сотрудничества  в 2014 году начались работы по обеспечению Вооруженных сил Кыргызской Республики современным вооружением и переоснащению.


В мае 2014 года для сотрудников Государственной пограничной службы сдан в эксплуатацию 72-квартирный дом, а в сентябре для сотрудников Генерального штаба, Министерства обороны и Национальной гвардии сдан 54-квартирный дом. Кроме того, для военнослужащих Вооруженных сил и сотрудников правоохранительных органов городов Бишкека и Оша началось строительство 15 жилых домов.


За годы после развала Союза впервые происходит обеспечение жильем сотрудников силовых структур за государственный счет.


 О пенсии


Решением президента Кыргызской Республики с мая 2014 года вдвое повышен размер пожизненной пенсии, получаемой ветеранами и участниками Великой Отечественной войны.


С 1 мая 2012 года и с 10 ноября 2012 года повысились пенсии. Пенсии увеличились в два этапа. По сравнению с 2011 годом создана возможность для повышения среднего размера пенсии с 3 760 сомов до 4 192 сомов.


С 1 октября 2014 года осуществлено ежегодное повышение пенсии. По предварительным подсчетам по итогам года средний размер пенсии составляет 4 600 сомов. Итак, за последние 3 года средний размер пенсии повысился на 122,3%, с 3 760 до 4 600 сомов, то есть, с 95,6 % потребительского минимума пенсионеров повысился до 104,5%.


За период с 2012 года до сентября 2014 года сумма, потраченная на выплаты пенсий и других социальных отчислений составила 82,5 млрд сомов и профинансирована полностью.


По положению на 10 октября 2014 года по республике количество получателей пенсии составляет 588,6 тысяч человек.


В начале 2012 года в государственном фонде пенсионных сборов аккумулированы пенсионные активы в объеме 2 034,6 млн сомов Социального фонда. Начиная с 2012 года до сего времени поступили обеспеченные отчисления до 2668,8 млн сомов, а доходы от инвестирования пенсионных активов составили 1255,7 млн сомов. В результате за означенный период времени в государственном фонде пенсионных сборов рост средств достиг 5 718,7 млн сомов или 181,1%.


Конечно, рост пенсионных пособий не может догнать рост цен, несмотря на это кыргызстанцы не лишились социальной защиты в тяжелые для государства времена.


 О политике, культуре и спорте


Похоже, для руководства государства самым сложным решением стала интеграция с государствами Таможенного союза. Заранее зная о популистских высказываниях о многовекторности, приведшего Кыргызстан к указанному сегодня положению, недовольстве одной части общества, пришлось принимать это решение. Требуется отдельный разговор о результативности этого шага (и не одного разговора), но многого стоит само определение векторов.


Атамбаев показал чрезвычайно высокую политическую активность, за последние 3 года сделал рабочих визитов высокого уровня больше, чем все вместе взятые прежние президенты, составлены соглашения. Итоги – снова возобновлены связи, считавшиеся навечно потерянными, оживлены повседневные взаимоотношения, построены новые мосты. Все это в долгосрочной перспективе даст свои плоды, в любом случае есть уверенность в этом.


В 2012-2013 годах Кыргызстан председательствовал в таких международных организациях как Совет по сотрудничеству тюркоязычных государств (ССТГ), ОДКБ и ШОС.


В декабре 2013 года трилогия кыргызского эпического эпоса «Манас.Семетей.Сейтек» внесена в Репрезентативный список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества.


В сентябре 2014 года на берегу Иссык-Куля впервые проведены Всемирные игры кочевников. Со всего мира прибыли 22 спортивные делегации, более 430 спортсменов из 19 государств, которые соревновались в спортивных состязаниях по национальным играм  кочевых народов. По общекомандному зачету Кыргызстан занял 1 место.


Разумеется, общественность восприняла эти мероприятия неоднозначно, в печатных изданиях и социальных сетях не обошлось без реальных и выдуманных скандалов. В принципе это тоже хороший знак. Это указывает на наличие в Кыргызстане свободы слова. Издержки, обусловленные местным менталитетом, нелегкий путь развития в новой истории.


Невозможно не отметить, что в течение этих 3-х лет в государстве появилась определенная стабильность, у народа зародилась надежда, нет семейно-кланового управления, не преследуют и не убивают журналистов. Мы не хотим доказывать, что наша жизнь стала хорошей, жизнь стала веселей. Серьезные проблемы и трудности на пути Кыргызстана грозны и опасны. Но высказывания без фактов и цифр это неконструктивная позиция. Если учесть, что Кыргызстан в течение этих 3-х лет находился в стабильном положении, то возникает надежда, что в будущем хоть небольшое, но будет развитие.


 


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНТОВЫХ СРЕДСТВ














































































































Наименование проектаГрант (долл.        США)       Вид/Источник
Инфраструктура городов Бишкека и Оша7 100 000Инвестиц. грант/кредит
Обеспечение водой города Кара-Балты и реабилитация канализации4 200 000Инвестиц.грант/кредит
Инновации в сферу здравоохранения500 000Инвестиц.грант
 Создание национальной системы скорой медицинской помощи8 400 000Инвестиц.грант
Реабилитация энергетического сектора40 000 000Инвестиц.грант/кредит
 Второй проект профессионально-технического образования10 000 000Инвестиц.грант/кредит
Финансирование второго этапа сферы обеспечение села водой1 350 000Инвестиц.грант размером 871,6 тыс.фунтов
Российская программа по поддержке развития образования (READ)1 650 000Грант
Развитие животноводства и рынка10 000 000Инвестиц.грант/кредит
Дополнительное финансирование второй раз проекта сельскохозяйственных инвестиций1 900 000Инвест.грант/кредит 1,3  млн.сгв и 1,5 млн. сгв
Обеспечение водой города Канта, реабилитация канализационной системы6 000 000Инвестиц.грант 4,64 млн. евро
Реконструкция Ат-Башинской ГЭС 25 000 000Инвестиц.грант 24,74 млн.шв.франков
Улучшение приграничных служб4 200 000Инвестиц.грант/кредит
Улучшение системы управления твердыми отходами в городе Бишкеке3 000 000Инвестиц.грант
Поддержка развития предпринимательства женщин1 500 000Инвестиц.грант
Развитие финансового сектора4 100 000Инвестиц.грант
 Поддержка реформ в сфере образования7 400 000Инвестиц.грант/кредит
Программа 5 по борьбе с туберкулезом8 450 000Инвестиц.грант 6,5 млн евро
Финансирование коммунальной инфраструктуры (VIP-KfW)7 150 000Инвестиц.грант 5,5 млн евро
4 фаза реабилитации автодороги Бишкек-Ош35 000 000Инвестиц.грант/кредит
Реабилитация системы обеспечения водой города Таласа2 290 000Инвестиц.грант/кредит
Поддержка общественного фонда семян2 800 000Инвестиц.грант
Развитие животноводства и рынка-221 000 000Инвестиц.грант/кредит
Глобальное партнерство для целей  образования12 700 000Инвестиц.грант
 Обеспечение города Бишкека водой и реабилитация-2 системы канализации9 685 000Инвестиц.грант 7,45 млн евро
Проект улучшения дорожного сообщения в Центральной Азии –ПУДПС ЦА-18 200 000Инвестиц.грант/кредит
Обеспечение города Бишкека водой система реабилитации-21 500 000Инвестиц.грант в размере 1,15 млн.евро
Реабилитация и реконструкция улиц (Боконбаева и Льва Толстого протяженностью3,23 км) города Бишкека Кыргызской Республики40 млн юанейПравительство Китая
Возведение двух 5-этажных домов, одного 6-этажного дома в микрорайоне «Анар» города Ош5 млн долл.СШАПравительство Китая
Возведение больничного комплекса на 150 мест в микрорайоне «Ак-Тилек» города Оша30 млн юанейПравительство Китая
Строительство школы по обучению китайскому языку, рассчитанной на 750 ученических мест в микрорайоне «Джал-29» города Бишкека60 млн юанейПравительство Китая
Строительство центра урологии Национального госпиталя городе Бишкеке60 млн юанейПравительство Китая
Строительство спортивного комплекса и оснащение в городе Оше1,0  млн долл. СШАИран
Подготовка и оценка ТЭО строительства железнодорожной магистрали Китай-Кыргызстан-Узбекистан0,95 млн долл. СШАВсемирный банк
Закупка семян высокосортной пшеницы 0,4 млн долл. СШАИБР

 


Источник - gezitter.org




Что изменилось в государстве за 3 года управления Атамбаева?

0 коммент.:

Отправить комментарий