Лента новостей
Загрузка...

Почему не пересекаются Россия и Иран?

russia-iran-181794498На декабрьской пресс-конференции президента России внимание публики привлек вопрос издателя журнала «Деловой Иран» Раджаба Сафарова. Он диссонировал с бодрыми заявлениями представителей МИД РФ о развитии стратегических отношений между Россией и Ираном. Сейчас, на фоне нарастания экономических санкций от США и ЕС кажется странным, почему Россия не стремится изучить богатый опыт противостояния Ирана санкциям Запада.


Напомним, что господин Сафаров буквально упрекал Путина в том, что он не выполнил обещания, данного год назад на такой же пресс- конференции в том плане, что он посулил создать Ирану приоритетные условия. Вот как это прозвучало в его устах: «Но год прошёл, на самом деле товарооборот уменьшился, никаких особых контактов, которые могли бы привести к каким-то конкретным, крупным соглашениям, не получилось. Иран не зовут в ШОС, Ирана нет в Евразийском сообществе, Иран на самом деле не участвует в крупных энергетических проектах. Тот большой нефтяной контракт, который в начале этого года был подписан, так и не реализован. Более того, на самом деле я исхожу из того, что товарооборот, который в этом году есть, меньше чем полпроцента от товарооборота с другими странами у России».


И что же отвечал на столь резкую критику президент РФ? Придется дать более подробную выдержку из ответа, чтобы создалось максимально полное представление о мнении Путина об Иране: «Что касается товарооборота, то он действительно несколько снизился. Мы обсуждали это и с Президентом Ирана. Мы предпринимаем попытки улучшить товарооборот, его структуру и объёмы. Это зависит не только от нас. Это зависит от той обстановки, которая складывается в мировой экономике. Это процессы чисто объективного характера, потому что Иран – это тоже нефтегазодобывающая страна, и в значительной степени экономика Ирана так или иначе завязана на мировой нефтегазовый сектор. Сейчас мы все являемся свидетелями понижения цен на энергоносители, на нефть. Много всяких разговоров на этот счёт, почему так происходит. То ли это какой-то сговор между Саудовской Аравией и Соединёнными Штатами, для того чтобы наказать Иран, для того чтобы повлиять на экономику России, на Венесуэлу и так далее. Может быть, а может быть, и нет. Может быть, это просто борьба традиционных производителей сырья с той же сланцевой нефтью, и скоро может опуститься, и подержать ещё такую ставку – всё в конечном итоге развалится, и цены пойдут вверх. Мы этого достоверно сказать не можем. Могут ли совпадать интересы, скажем, администрации США и основных добытчиков сырья? Могут.


Потому что администрация, в принципе, очень спокойно относится к тем вложениям, которые сделаны частными компаниями в сланцевую нефтедобычу. Для них главное – общий уровень цен. Если он будет постоянно держаться низко, этот уровень цен, то в конечном итоге компании перестанут вкладывать в трудноизвлекаемые запасы, в новые месторождения, и на фоне роста мировой экономики это когда-нибудь так скакнёт, что, в принципе, будет плохо даже для индустриально развитых стран. Многие это понимают. Кстати сказать, наши китайские друзья это прекрасно понимают. Они не заинтересованы в том, чтобы нефть опускалась слишком низко и держалась так долго. Иран зависит от этого, и с этим ничего не поделаешь. Мы ищем возможности диверсификации сотрудничества с Ираном и будем это делать, и мы делаем это искренне. Что-то получается, что-то нет. Мы работаем и в сфере машиностроения, в сфере авиастроения, мы ищем другие возможности диверсификации помимо нефтегазового сектора, но тот контракт, о котором Вы сказали, мы искренне стремились к его реализации. Вы не правы, когда говорите, что у нас некому за это отвечать. У нас министр энергетики неоднократно бывал в Иране и приглашал сюда своих партнёров. Это был очень сложный процесс поиска компромиссного, взаимоприемлемого решения. В конце концов он найден. Там очень всё непросто с расчётами, там целый комплекс проблем, но в целом мы их решили. Но нужна воля с обеих сторон, нужно, чтобы эти контракты, в том числе в области нефти, были выгодными. Не Правительство же готово реализовывать иранскую нефть, это соответствующие компании должны сделать, но надо, чтобы эти контракты были выгодными для них. Это непростое дело, но мы искренне заинтересованы и будем это делать, будем работать по поиску путей расширения, увеличения нашего товарооборота».


Если перевести это нагромождение слов в простую плоскость, то на выходе получим вот что: товарооборот упал только потому, что упали цены на нефть, по той же причине сорвался нефтяной контракт, и вообще все будет хорошо. Имейте терпение.


Да, еще Путин добавил деталь насчет своего визита в Тегеран: если будет согласование по дипломатическим каналам, то визит состоится. Забавно, что Путин впервые показал свою мнимую «зависимость» от усилий своих дипломатов. Хотя захотелось ему принять в аэропорту «пролетом» президента Франции Франсуа Олланда, и никакой МИД не помешал…


Почему призыв издателя журнала «Деловой Иран» остался «гласом вопиющего в пустыне»? Если в двух словах, то потому, что Россия и Иран на мировой арене запомнились своим политическим лицемерием, когда слова часто расходились с делами.


Возьмите хотя бы интервью в Иране директора российского Института стратегических исследований Леонида Решетникова. В беседе с журналистом иранского информагентства IRNA, состоявшейся 30 ноября 2014 года, он заявил: «На международной арене Россия и Иран делают акцент на невмешательство во внутренние дела других стран, что полностью соответствует мировых стандартам и еще больше сближает позиции двух стран».


То есть Россия якобы не вмешивается во внутренние дела Украины, не выкрадывает оттуда военнослужащих украинской армии для показного судилища, не отнимает территории у Грузии и той же Украины? А Иран не вводит войска в Сирию, не бомбит Ирак, не содержал правительство Хамида Карзая в Афганистане?


Это только навскидку, всего лишь небольшой перечень «славных дел» России и Ирана, сделавших их сейчас изгоями в мировой политике. Формат небольшой статьи не позволяет углубляться в эти вопросы. Почему сорвался сильно разрекламированный контракт, согласно которому Иран должен был поставить России нефть в обмен на товары народного потребления? Потому что изначально это был блеф. Россия не нуждается в иранской нефти, она просто опасалась слишком большого ее выброса на мировые рынки в случае снятия санкций Запада, а когда поняла, что санкции не будут сняты, быстро потеряла интерес к контракту. Причем виноватым оказался министр нефти Ирана Бижан Зангане, который якобы отрекся от этого контракта. Естественно, не обошлось и без «козней Запада», который устроил давление на президента Хасана Рухани, чтобы тот вдруг не подумал «дружить с нехорошей Россией». Напомним, что контракт был «нефть на продовольствие», но после того, как Путин ввел «продовольственное эмбарго» на продукты из ЕС, России стало самой нечего кушать. Вот и вся сермяжная правда…


Все эти сплетни и домыслы вокруг якобы незадавшейся любви России и Ирана возникают еще и по той причине, что экономики этих стран плотно сидят «на игле» зависимости от продажи нефти и газа. Зацикленные на этой теме, политические элиты этих стран вокруг видят одни происки врагов, не замечая своего вероломства. В связи с этим хочется напомнить о том, что Иосиф Сталин в период второй мировой войны ввел советские войска в Иран только для того, чтобы обезопасить себя от славной персидской привычки: всадить нож в спину. А еще раньше все прелести верности слову Ирана испытал на себе посол России Александр Грибоедов, жизнь которого была оценена русским царем в бриллиант, которым откупился Тегеран. В первую чеченскую войну бойцы для «джихада» против воинства Бориса Ельцина готовились и на военных базах Ирана. Вот такая история «братской любви» русских и персов.


Впрочем, справедливости ради, надо отметить, что в необходимых случаях «сладкая парочка» мировых аферистов очень даже умеет ладить.


В качестве примера можно привести Сирию, где Иран поддерживает шиитов Башара Асада, а Россия просто «греет руки» на торговле оружием. Приятно, что сунниты и шииты истребляют друг друга твоим оружием. Запомнился и тот момент, когда Иран оплатил покупку Ираком российских истребителей, когда Москва натравила на Багдад ИГИЛ, а потом продала самолеты. Этот финт позволил ловко «кинуть» США с его контрактом на истребители.


Возможно совпадение интересов России и Ирана в Афганистане, где обе страны имеют базы подготовки боевиков. Если Афганистан перейдет к мирной жизни и войдет во вкус добывания денег чем-то кроме героина, то в услугах Ирана и России быстро перестанет нуждаться. Старые сырьевые наркоманы, зависшие на «нефтяной игле», не захотят так отпустить Кабул.


В остальном интересы Ирана и России не пересекаются. В торговле нефтью и газом они конкуренты, в борьбе за влияние на страны Средней Азии тоже. Особенно это заметно было в период «асимметричных санкций» Дмитрия Медведева, когда из Москвы депортировали сотни трудовых мигрантов, а Тегеран прислал «триста солдат» для участия в военном параде в Душанбе. Тогда только Афганистан предоставил коридор для пролета самолетов с иранскими военными. Или когда президент Ирана Махмуд Ахмадинежад предложил безвизовый режим между странами, однако его коллега Рахмон тактично воздержался от чрезмерного сближения.


Хотя есть еще одна тема, по которой Иран и Россия имеют контакты. В декабре прошлого года премьер РФ Дмитрий Медведев распорядился перечислить 2,6 миллиона долларов в ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) для реализации программы помощи беспризорникам в Иране. Часть средств также пойдет детям афганских мигрантов. В 2013-м Москва направила Детскому фонду ООН 2,1 миллиона евро на помощь недоедающим детям в Таджикистане. Видно, Медведев хорошо знает воровские нравы своих и персидских чиновников, если посылает помощь через ООН. Хотя, если так подумать, то и в России хватает своих беспризорников.


Так что в обозримом будущем мир не увидит персов и русских в обнимку. Слишком много войн и недоверия лежит между странами. Хотя может Стенька Разин взять на борт персидскую княжну, но если ватага его возмутится, то, не моргнув глазом, бросит за борт «в набежавшую волну»…


Р. Ибрагимов


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Почему не пересекаются Россия и Иран?

0 коммент.:

Отправить комментарий