Лента новостей
Загрузка...

Дело Азимжана Аскарова: национализм берет верх

На 25-м году жизни независимого Кыргызстана его психология все еще остается подростковой, и даже 2200-летняя государственность в этом деле не помогает. Подростковость проявляется во всем – Кыргызстан бросается во всем из крайности в крайность, не может наладить нормальные добрососедские отношения со своими соседями, огрызается на решения авторитетных международных организаций...

В связи с решением Комитета ООН по правам человека в отношении Азимжана Аскарова, в стране вновь прокатилась волна национализма. Почти все, как подростки, резко осудили тех, кто посмел вмешиваться во внутренние дела Кыргызстана. Однако власти, которым многие националистические и патриотические организации как раз и подконтрольны, использовали ситуацию совершенно в другом направлении.

К принципу, что права человека не должны быть внутренним делом никакого отдельного государства, мировое сообщество пришло перед и во время Второй мировой войны, потому что весь мир на примере Германии воочию увидел, к чему может привести безудержная пропаганда и оболванивание целого многомиллионного народа целой европейской страны.

Поэтому и была в конце войны создана Организация объединенных наций со своим Международным судом, а в 1948 году принята Всеобщая декларация прав человека, последняя статья которой гласит: "Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству… права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации".

Выступать против соблюдения прав человека или истолковывать решения структур ООН как посягательство на суверенитет государства или подрыв его безопасности – это значит застрять далеко в истории и не понимать современности, это значит возвращаться во времена, когда властители делали со своим государством и его населением все, что им заблагорассудится.

В 2010 году, когда принималась действующая Конституция, политэлита страны считала права человека непреходящими ценностями, а сейчас готова изменить Конституцию, чтобы убрать из нее возможность влияния международных договоров и конвенций на внутреннюю жизнь, потому что власть уже приватизировала всю внутреннюю жизнь страны и может позволить себе слишком многое.

Именно так и возникал в просвещенной и продвинутой Германии 1930-х годов национализм и нацизм, и именно такая же ситуация складывается сейчас в некоторых постсоветских странах, где бытовой национализм масс сращивается с поощряющим все это авторитаризмом властей, а когда к ним еще добавляется и религия, получается гремучая смесь.

Такую же политику исповедовал до последних дней и Кыргызстан, потому что по примеру своего единственного стратегического партнера пытался, якобы, поднять страну с колен. Здоровый национализм действительно нужен иногда для консолидации нации, но в нищей стране он легко превращается нацизм, пробуждая у людей самые низменные чувства.

Сам факт, что кто-то видит в защите прав человека чьи-либо происки, пытается извратить их суть и представить это как непозволительное вмешательство во внутренние дела, а правозащитников – иностранными агентами, является позорным признаком отхода от прогресса и от направления развития всех других демократических государств.

Однако советник президента, бывший до недавнего времени председателем Госкомитета по национальной безопасности, заявил 27 апреля, что подчинение решению комитета ООН чревато тяжелыми последствиями, потому что тогда в будущем может возникнуть ситуация, когда внешние силы начнут навязывать свою волю и предложат освобождать даже экстремистов и террористов. Вывод – надо менять Конституцию.

Власти давно настроились на внесение поправок в действующую Конституцию, как и первые два президента. Протесты в обществе, казалось бы, уже убедили власти, что нехорошо нарушать клятвы и принятые сразу после революции специальные конституционные законы, которыми на 10 лет был наложен мораторий на какие бы то ни было поправки в Конституцию, но волк все равно смотрит в лес.

Когда властям очень хочется, никакие законы и даже Конституция не могут быть препятствием для достижения вожделенной цели. Такие поправки нужны для оправдания своей не совсем благовидной деятельности, потому что для того, чтобы справедливо и честно управлять страной, в принципе, никакие бумаги и поправки к ним и не нужны – живут ведь Великобритания или Израиль вообще без конституций.

Все в стране – даже президент – говорят о несовершенстве правовой системы и о том, что реформа судебной системы, продолжающаяся уже несколько лет, никак не удается. По всем рейтингам, население тоже не доверяет судам, а депутаты говорят на сессиях, что судьи строят себе такие особняки, какие не снились даже успешным бизнесменам.

Но когда дело касается Аскарова, все единодушно твердят о решениях судов всех инстанций, признавших его виновность, а любое возможное изменение вердикта считают вмешательством в деятельность независимой ветви власти. В то же время многие как кыргызские, так и международные эксперты говорят о нарушениях процедур во время его судов, чего уже достаточно для отмены любого судебного вердикта.

Налицо манипуляция понятием "независимая судебная власть". Разве все мы не знаем, что суды в Кыргызстане принимают иногда совершенно неправосудные решения, нарушая не только законы, но и элементарную порядочность? Когда кто-то проигрывает в суде, часто беспомощно разводит руками – просто противная сторона заплатила больше.

Почему же в случае с Аскаровым все вдруг встают на защиту таких судов и однажды принятого судебного вердикта? Все дело в национализме, который за последние годы достаточно глубоко пропитал кыргызское общество, серьезно изменив общественное сознание, которое с полуоборота начинает агрессивно рассуждать о своей особости и проклинать все, что происходит на Западе.

Дмитрий Лихачев писал в свое время: "Нет необходимости ненавидеть другие народы только потому, что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом – любовь к своей стране, во втором – ненависть ко всем другим". О том же говорил недавно ушедший Умберто Эко: "Первой характеристикой фашизма является культ традиции… Век рационализма видится как начало современного разврата".

В нашем же обществе все более укореняется мысль, что полными правами в кыргызском государстве должны обладать только кыргызы. Отнять имущество у инородца или засудить его считается на всех ступенях общества, если даже это не произносится вслух, геройством. В таких случаях законы, конституция, правила и даже простая человечность отступают далеко на десятый план.

Но это и признак комплекса неполноценности – якобы "не наши" и вообще весь мир, а особенно Запад, спит и видит, чтобы поработить Кыргызстан, любые их действия направлены на подрыв суверенитета и обесценивание наших святых национальных ценностей и традиций. С такой психологией можно сидеть в полукочевом состоянии и не взрослеть еще долго.

Мы все время живем как бы в осадном состоянии, которое в любой момент может перейти в военное положение. И это тоже уловка властей, которые стараются свою неспособность управлять прикрыть чьими-то угрозами. Вместо создания максимально благоприятных условий жизни для всех живущих в стране, власти вынуждены создавать в обществе напряжения, чтобы выпячивать свою роль якобы их разрешением.

Один из депутатов недавно заявила, что если в игре "кок-бору" вместо обезглавленного тела традиционного козленка использовать муляж, игра потеряет свою суть и смысл. Традиции надо чтить, никто не против, но их абсолютизация ведет к деградации. Вот поэтому и остаемся мы в XXI веке кочевниками в своем сознании, хотя ездим на "Мерседесах" и пользуемся смартфонами.

Нарын Айып

Источник - zanoza.kg

0 коммент.:

Отправить комментарий