Лента новостей
Загрузка...

Кыргызстан затягивает процесс вступления в Таможенный союз?

1908239322456762В деле вступления в возглавляемый Москвой Таможенный союз Кыргызстан устанавливает высокую планку. На взгляд некоторых политологов, целенаправленно чересчур высокую.


Государства-члены Таможенного союза – Россия, Беларусь и Казахстан – не готовы на данном этапе согласиться на выдвигаемые Кыргызстаном условия своего вступления в союз и, по утверждению ряда российских экспертов, официальный Бишкек пытается затянуть весь процесс. Такое промедление для властей Кыргызстана с его слабой, сильно зависимой от импорта экономикой вкупе со взрывоопасной внутриполитической ситуацией имеет полный смысл, полагают они.


«Дорожная карта» – план мероприятий по вступлению республики в ТС, подготовленный политиками Кыргызстана во взаимодействии с лоббистами и специалистами различных отраслей экономики, ляжет в основу этого вступления в случае утверждения действующими членами Таможенного союза, а также соответствующим регулирующим органом – Евразийской экономической комиссией (ЕЭК). Однако на седьмом заседании межправительственной рабочей группы по присоединению Кыргызстана к ТС, состоявшемся в середине августа, проект «дорожной карты» был отклонен и направлен в ЕЭК для доработки. С тех пор рабочая группа больше на заседания не собиралась.


В интервью от 13 августа московской «Независимой газете» прокремлевский аналитик Александр Князев, объявленный в Кыргызстане «персоной нон грата» за критику кыргызских властей, обвинил политиков республики в попытке сохранить «тотально криминализованную» экономику с ее контрабандным реэкспортом из Китая и афганским наркотрафиком. В парламенте и правительстве КР заседают предприниматели, имеющие экономические интересы в государствах, не входящих в ТС; там издавна привыкли «получать преференции от России и других партнеров, ничего не давая взамен», отметил он.


Князев не единственный, кто считает, что Бишкек всячески затягивает процесс вступления в ТС. В феврале посол РФ в Кыргызстане с оптимизмом отметил, что республика будет готова присоединиться к организации к концу текущего года. А меньше чем через три месяца президент КР Алмазбек Атамбаев поведал журналистам, что страна возможно присоединится к ТС только к 2015 году – и то при благоприятном стечении обстоятельств. В 2010 году Алмазбек Атамбаев, на тот момент занимавший кресло премьера, инициировал процесс вступления Кыргызстана в эту структуру.


У Бишкека, похоже, сложилось иное видение процесса присоединения республики к ТС, нежели у трех нынешних членов этого альянса, обладателей более индустриализованных и исторически более защищенных экономик, чем экономика Кыргызстана, который первый из бывших советских республик вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО). Представляя выработанную ими «дорожную карту», представители Кыргызстана потребовали для себя право сохранить действие низких, по типу ВТО, ввозных пошлин на целый перечень товаров, насчитывающий до тысячи единиц, главным образом из Китая.


Экономист бишкекского Университета Центральной Азии Роман Могилевский сомневается, что страны ТС согласятся на подобное условие. «Если условия касаются товаров, просто реэкспортируемых или потребляемых [Кыргызстаном], то мне это представляется маловероятным», – полагает он.


Многие из уступок, которые надеется выторговать для себя Бишкек, касаются реэкспорта, известного также как «челночная торговля», в процессе которой через территорию Кыргызстана на рынки Казахстана и за его пределы проникают дешевые потребительские товары из Китая. Они перевозятся в сумках общим весом до 50 кг – предельное ограничение для лиц, занимающихся индивидуальной торговлей. Такая челночная торговля, оборот которой, по словам Романа Могилевского, на своем пике в 2008 году превышал ВВП Кыргызстана почти вдвое, подвержен превратностям региональной политики и глобальной экономики. Так, например, торговля сильно пострадала от имевшей место в 2009 году девальвации российского рубля и казахского тенге. Серьезный удар ей нанес и политический хаос, разразившийся в 2010 году в Кыргызстане, заставивший Казахстан закрыть ключевые пограничные переходы.


Многие в Бишкеке опасаются, что присоединение к Таможенному союзу уничтожит челночную торговлю. И этого опасения, на взгляд обозревателей, вполне достаточно, чтобы кыргызские политики не форсировали данный процесс, поскольку свержение в 2010 году президента Курманбека Бакиева отчасти было вызвано экономическими причинами, а отчасти – российским давлением.


Сегодня, спустя более трех лет после свержения Бакиева, некоторые из самых сильных аргументов в пользу присоединения Кыргызстана к ТС по-прежнему вращаются вокруг России, поставляющей в республику ГСМ на беспошлинной основе. «Люди говорят о рисках вхождения в Таможенный союз, что вырастут цены. Но как насчет рисков, связанных с невступлением? – говорит председатель ассоциации легкой промышленности «Легпром» Фархад Тологонов. – Если Россия вновь введет топливные тарифы, тогда подорожает вообще все».


В последние месяцы Москва демонстрировала готовность прибегать к жесткой тактике, дабы принудить другие бывшие советские республики к вступлению в ТС. Так, например, Украина обвиняет Кремль в блокировании импорта шоколадной и кондитерской продукции украинского производителя руками Роспотребнадзора. Тактику запугивания Россия применила и по отношению к Армении с Молдовой. Все три эти государства находятся в процессе заключения торговых соглашений с ЕС, которые стали бы препятствием на пути вступления в Таможенный союз. Армения, судя по всему, уступила на данном этапе оказываемому на нее давлению.


Птицеводы Кыргызстана входят в число тех, кто выступает за членство в ТС. По словам Талайбека Раимкулова – директора Шумкарской птицефабрики из Иссык-Кульской области – в настоящее время лишь 30 процентов потребляемых в Кыргызстане яиц производится внутри страны, местное производство подавляет импорт из Китая. Яйца из Казахстана и России – тоже конкуренция, но директор считает, что его предприятие «в итоге выиграет» от вступления Бишкека в ТС по причине сокращения цен на корма для птицы, главным образом зерновые, завозимые северными соседями Кыргызстана.


«Конкуренция останется по-прежнему. Но с сокращением [китайского] импорта и появлением дешевых ингредиентов появится возможность для расширения отечественного производства», – сказал он EurasiaNet.org.


Фермеры, занимающиеся растениеводством, похоже, настроены менее оптимистично. Без той или иной формы защиты от экспорта российской и казахстанской сельскохозяйственной продукции «растениеводство в целом перестанет быть экономически жизнеспособной деятельностью», опасается Жоомарт Жумабеков, возглавляющий общественный фонд «Сельская консультационная служба» Чуй-Таласа, оказывающий услуги фермерам северного Кыргызстана.


Еще о чем могут пожалеть все жители республики в случае вступления республики в ТС, это резкий рост цен на подержанные автомобили. В настоящее время кыргызские автодилеры неплохо зарабатывают на перепродаже облагаемых невысокими пошлинами подержанных автомобилей из Европы и Японии. Их приобретают у них как отечественные покупатели, так и клиенты из России и Казахстана, переправляющие приобретаемые ими транспортные средства через границу без уплаты высоких пошлин, которыми обложили иномарки власти их собственных стран.


По оценке Бакытбека Аслеитова – одного из партнеров бишкекского автодилера – с введением действующих в ТС тарифов на автомобили розничные цены на его японские иномарки «могут вырасти вдвое», что по сути поставит крест на бизнесе. На его взгляд, ситуацию можно сравнить с Узбекистаном, «где правительство усаживает всех в автомобили «Дэу» путем введения высоких тарифов с целью защиты совместного предприятия Ташкента с американским концерном «Дженерал Моторс» (а прежде корейской компании «Дэу»).


«А поскольку у нас нет собственных автозаводов, то нам, пожалуй, придется привыкать к [российским] «Жигулям», которые ломаются через год, или к велосипедам», – говорит Бакытбек Аслеитов.



От редактора:


Крис Риклтон является журналистом из Бишкека. Дополнительный материал для статьи предоставлен Гульназ Исабековой.


Источник  -  russian.eurasianet.org




Кыргызстан затягивает процесс вступления в Таможенный союз?

0 коммент.:

Отправить комментарий