Лента новостей
Загрузка...

Кара-Балтинский НПЗ: в режиме ожидания

npzЗапуск нефтеперерабатывающего завода “Джунда” в Кара-Балте вновь отложен. На сей раз до конца ноября. Но даже после запуска завод не заработает на полную мощность. На нее НПЗ выйдет в лучшем случае в 2014 году. А между тем руководство страны уже заявляет, что китайские инвестиции в завод можно считать проблемными. Какое будущее ждет столь масштабный инвестиционный проект – светлое или бесславное?


Большая нефть Кара-Балты


Частичный запуск НПЗ “Джунда” в Кара-Балте планировался на 20 октября. И чем ближе к этой дате, тем чаще звучал один и тот же вопрос: на каком сырье будет работать предприятие? Министр экономики Темир Сариев заявил 15 октября, что Кыргызстан ведет переговоры с Россией об изменении баланса поставок ГСМ. Власти страны хотят получать часть нефтепродуктов в виде сырой нефти для НПЗ в Кара-Балте.


Причиной для новых инициатив кыргызстанского руководства стал как раз НПЗ. Министр уточнил, что сырая нефть нужна для поставок на НПЗ “Джунда”. Предполагалось, что завод производительностью 800 тысяч тонн нефтепродуктов в год позволит на 50-70 процентов обеспечить внутренний рынок ГСМ.


Кара-Балтинский НПЗ – проект государственно-частного партнерства в Кыргызстане, в основном с китайскими инвесторами. Объем инвестиций – $250 миллионов. Первоначально НПЗ предполагалось запустить в 2012-м. Затем China Petrol Company Zhongda перенесла запуск на осень 2013-го. В начале сентября завод запустили в тестовом режиме. Но загрузить его пока нечем. Нефть предполагается закупать в России и Казахстане.


“Здесь нужно новое соглашение, и пока не решится вопрос с пошлиной, экономическая целесообразность производства бензина под сомнением. С Россией нужно сформировать новый топливный баланс, часть углеводородов мы получали бы в виде сырой нефти, и добавленная стоимость оставалась бы здесь”, – добавил министр.


Тревожный звонок


Именно вопрос поставок сырой нефти и стал камнем преткновения в безоблачных до этого отношениях кабмина с китайскими инвесторами. В своем выступлении 31 октября премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев назвал еще недавно горячо любимых инвесторов проблемными. Те заявили, что на своей просьбе не настаивают.


“Запуск НПЗ “Джунда” запланирован на конец ноября”, – сообщил ИА “24.kg” советник президента компании Шатман Борбоев.


По его словам, сейчас на предприятии идут пусконаладочные работы на основном технологическом оборудовании. “Мы планируем запустить завод к концу ноября. Пока работаем на баткенской сырой нефти, перерабатываем мазут, который закупаем у “Кыргыз Петролеум компани”, – отметил Шатман Борбоев.


Что же до разговоров об источнике сырой нефти, то Шатман Борбоев уверен: вопрос решится в ближайшее время. При этом не столь важен факт, смогут ли власти Кыргызстана договориться с российскими и казахскими коллегами.


“Высказывалось мнение, что НПЗ “Джунда” является проблемным инвестиционным объектом из-за поставок сырья. Мы действительно обратились к руководству страны с просьбой помочь нам в решении вопроса. Это была только просьба. В любом случае поставки топлива были, есть и остаются только нашей проблемой. И мы будем ее решать”, – прокомментировал Шатман Борбоев.


Советник президента компании подчеркнул, что завод в любом случае будет работать. “Уже сейчас у нас есть заявки на поставки топлива от иностранных государств. Мы будем работать не только на внутренний, но и на внешний рынок”, – подчеркнул Шатман Борбоев.


Невеселая перспектива


Эксперты же не спешат радоваться заявленным тестовым пускам и обещаниям счастливой жизни. “Кара-Балтинский НПЗ может повторить судьбу Токмакской картонно-бумажной фабрики”, – заявил ИА “24.kg” независимый эксперт топливно-энергетического комплекса Расул Умбеталиев.


По его словам, в Токмаке в 2000 году построена кыргызско-китайская картонно-бумажная фабрика. “При строительстве применили устаревшие технологии, отсутствовало основное местное сырье. Картонно-бумажная фабрика так и не запущена”, – говорит Расул Умбеталиев.


По мнению эксперта, примерно такая же ситуация складывается и с нефтеперерабатывающим заводом в Кара-Балте. В начале строительства правительство КР, Минэнергопром и ОсОО “Чайна Петроль компани” заявляли, что вопросы поставок сырой нефти решены. “На самом деле соседние государства не заинтересованы в поставках сырья для НПЗ – им выгодно завозить конечную продукцию”, – комментирует эксперт.


Во время четвертого заседания кыргызско-казахского межправительственного совета, прошедшего 1 ноября 2013 года в Бишкеке, по просьбе Кыргызстана рассмотрен вопрос беспошлинной поставки нефти из РК. Казахстан пообещал представить свою позицию после ратификации кыргызской стороной договора о зоне свободной торговли и выразил озабоченность в связи с введением Кыргызстаном пошлины на импорт пшеничной муки из РК.


“Премьер-министр КР Жанторо Сатыбалдиев 31 октября на пресс-конференции заявил, что китайская компания “Чайна Петроль компани” должна сама определиться с поставщиками нефти для НПЗ. Есть вероятность поставок и переработки на НПЗ “тяжелой” нефти. Если китайская компания не сможет договориться с соседними странами о беспошлинной поставке “легкой” сырой нефти, то НПЗ может постичь участь Токмакской фабрики”, – уверен Расул Умбеталиев.


Татьяна КУДРЯВЦЕВА



Источник - 24kg.org

Кара-Балтинский НПЗ: в режиме ожидания

0 коммент.:

Отправить комментарий