Лента новостей
Загрузка...

В чьих интересах «балканизация» Средней Азии?

Вопрос этот закономерно возникает после прочтения материала Валентина Жаронкина на российском сайте «Однако.org» под названием ««Евразийские Балканы»: что нас там ждет в ближайшие месяцы?» Автор с самого начала ссылается на то, что якобы старик Бжезинский первым обозвал регион Центральной Азии «евразийскими Балканами», однако анализирует только постсоветскую Среднюю Азию. Сначала он путает страны Средней Азии тем, что после ухода войск США и НАТО из Афганистана им придется туго, но потом милостиво успокаивает: Таможенный союз их не бросит.


Данный автор трудится на почти правительственный ресурс, поэтому и его заявление о готовности некоей силы стоит воспринимать серьезно. Вот как выражает свою позицию Жаронкин: «С другой стороны, перемены открывают новые возможности. Те силы, которые готовы заполнить возникающий вакуум порядка, стабильности и цивилизации, вряд ли будут иметь конкурентов. И такой силой в Средней Азии вполне может стать Таможенный союз».


Странно: президент Казахстана повсеместно и настойчиво убеждает в том, что Таможенный союз является сугубо экономической структурой, не предполагающей создание наднациональной политической иерархии, но в противовес ему Путин и его питомцы на всех площадках рекламируют ТС в качестве новой политической силы. Кто из них врет?


Возникает впечатление, что блефует Путин и его окружение. Жаронкин в своем опусе тоже аккуратно оговаривается, что Таможенный союз якобы вполне может стать такой силой.


В попытках застращать Среднюю Азию Афганистаном Жаронкин отнюдь не оригинален. Читаем: «Всё это отразится на афганских соседях, которым следует приготовиться к оживлению в экспорте исламского радикализма, героина, политической нестабильности и американских военспецов (последние наверняка задержатся на перевалочных базах). Средняя Азия — под особой угрозой. Регион связан с Афганистаном на этническом и родственном уровне, граница прозрачная. Это о плохом».


У русских есть замечательная поговорка: «Что для русского хорошо, то для немца смерть». Так вот ничего плохого в том, что Средняя Азия имеет с Афганистаном связи на родственном уровне, нет. Родственникам гораздо проще находить общий язык. Без русских посредников.


Идем дальше. Экспорт радикализма станет возможен, если в этом свое содействие окажут третьи силы. Героин идет в Россию и дальше в Европу вне зависимости от ситуации в Афганистане. Это же бизнес, а торговцам «белой смертью» все равно, кому платить взятки.


Понятно, что дана команда: похвалить Казахстан и назвать лидером во всей Средней Азии. Но похвала эта вовсе не отменяет претензий казахского лидера в адрес «старшего брата» по части преград на пути казахстанских товаров в Россию. Жаронкин лукаво пытается «переместить акценты»: мол, у части казахской элиты есть комплекс неполноценности от навязанной роли «младшего брата». На самом деле спор вовсе не о том, кто «командир» в ТС, а о банальном доступе к рынкам России.


Высокомерие Валентина проявляется в том, как он цинично пытается бросить Казахстану «конфетку», как в свое время русские купцы бросали за соболя бусы чукчам. Читаем: «При этом среди местных элит наблюдаются возрастающие амбиции, которые выражаются в росте недовольства статусом младшего партнёра России. Скорее всего, это является долгосрочным трендом. В общих интересах перенаправить данные настроения с претензий в адрес Москвы на усиление внешнеполитической активности Астаны. Казахстан может быть равноправным союзником России в среднеазиатском регионе. Но для этого руководство страны должно прилагать усилия, сопоставимые с российскими».


В переводе на обычный язык это означает, что Казахстан по статусу «лидера Средней Азии» призывают частично взять на себя расходы по содержанию Кыргызстана, а возможно даже и Таджикистана. Назарбаеву намекают, что в «зоне» под названием ТС он может стать «смотрящим по Средней Азии», но пост этот далеко не бесплатный. Так что пусть Назарбаев решает: нужен ли ему на старости лет «халат благодетеля киргизов»? Те уже назвали одну вершину именем Путина, могут и его именем назвать. Гор в Киргизии еще много. Вот одно плохо: если Атамбаева завтра свергнут, есть опасность, что название могут сразу поменять.


Цену фальшивым объятиям Путина и дифирамбов по отношению к Кыргызстану и Таджикистану можно дать по комментариям Жаронкина: «Да, среднеазиатские лидеры несколько упрощённо понимают механизм получения выгод для своих стран в обмен на то, что они ориентируются на Россию. Если так можно назвать открытое вымогательство. Данное обстоятельство мешает взаимодействию, но сам процесс интеграции ни в коем случае не отменяет».


В этой ситуации, когда Казахстан позволяет российским олигархам во славу дружбы народов грабить свои недра, а остальные республики тянут к барину жалобно ручки, только Узбекистан стоит в сторонке: ничего вроде не просит, но ведь и не дает, кроме рабочих рук. Обидно! Вот и нагромождает Валентин Жаронкин небылицы по этой стране. Читаем: «Альянс собирается использовать территорию республики для транзита личного состава и грузов в Европу. Но не исключено, что армия может здесь и задержаться. А вместе с армией и многочисленный штат сотрудников разведки, экспертов и консультантов, бойцов и руководителей спецподразделений. Будут ли они сидеть без дела в стране, которая занимает исключительно выгодное географическое положение?»


Опять гадание на кофейной гуще. Армия США и НАТО якобы может задержаться в Узбекистане. Хотя в минувшем году парламент страны принял закон о том, что Узбекистан не будет размещать на своей территории иностранные военные базы. Валентин заламывает руки: «Не верю!» Ведь на протяжении всех десяти лет пребывания в Афганистане войск США и НАТО кремлевская пропаганда трезвонила о том, что оттуда начнут расползаться по Средней Азии военные базы. Московской Кассандре обидно, что безумные пророчества беды упорно не сбываются.


Даже в Туркмении, которая подчеркнуто дистанцируется от основных центров силы, Валентин надеется вклиниться со своей интеграцией, хотя его туда никто не приглашает: «Очевидно, что решение туркменского вопроса, который заключается в направлении газотранспортных потоков, лежит через взаимодействие Таможенного союза с Ираном и Турцией — важнейших политических партнёров Ашхабада наряду с Россией».


Свежо предание, но верится с трудом. Совсем недавно российские СМИ били тревогу о том, что нескольким тысячам обладателей гражданства России в Туркмении отказывают в выдаче новых туркменских паспортов. Просто предложили определиться, а не «держаться за две лодки». В этом нет ничего крамольного, однако «пятая колонна» подняла вой и докричалась до своего благодетеля Путина, который лично позвонил Бердымухаммедову с ходатайством за них. Тот смилостивился и все оставил. Не напрасно ли?


На просторах Интернета шавки Кремля в одно время развернули кампанию по дискредитации туркменской армии, но видно им дали отбой: в материале Жаронкина звучит иная оценка: «Ашхабад ещё с 90-х годов поддерживал подчёркнуто ровные отношения как с талибами, так и с Северным альянсом. Кроме того, правительство Туркмении достойно финансирует собственные вооружённые силы, рассчитывая на них в трудную минуту». Верно, у Туркмении имеется один друг: своя армия.


Если уж автор сайта «Однако» анализировал ситуацию в Центральной Азии после вывода из Афганистана войск США и НАТО, то логично было увидеть в этом обзоре его мнения по Индии, Пакистану, Ирану, которые тоже граничат с «рассадником терроризма». Но о них не сказано ни слова. Значит, интересы России сейчас направлены изначально на возвращение в состав империи Средней Азии. Ельцин гнал Среднюю Азию вон из рублевой зоны со словами: «Хватит нам того, что мы еще кормим Кавказ!» Путин загоняет обратно. Удастся ли? Вряд ли. Кто отведал воздуха свободы, того не загнать в «тюрьму народов» даже обещаниями сытной и беззаботной жизни…


Михаил Андреев 


Из почтового адреса редакции


Источник   –  Союз независимых журналистов



В чьих интересах «балканизация» Средней Азии?

0 коммент.:

Отправить комментарий