Лента новостей
Загрузка...

Стандарты «кыргызской демократии»

atambaev otunbaevag Политические и общественные деятели Кыргызстана в своих выступлениях нередко подчёркивают, что их страна является самой «демократичной» в Центрально-азиатском регионе. Но эти утверждения предполагают так много исключений и противоречий, что

назревает вопрос, не идут ли демократические ценности кыргызского государства вразрез с общемировыми постулатами демократии.


Последнее десятилетие история этой страны прошла в пламени нескольких революций, вооруженных столкновений и беспорядков. Начиная с 2002 года, когда случились столкновения между населением и правоохранительными органами в Аксыйском районе, вплоть до «народной революции» 2010 года в стране насильственным путем сменилось несколько режимов, принимались и отменялись Конституции.


Все эти события говорят о том, что накопившееся среди населения недовольство и острые проблемы в обществе, вкупе с коррупцией превратили Кыргызстан в регион потенциального социального взрыва.


Однако, ни один из политических режимов, приходящих к власти в Кыргызстане, не сделал правильных выводов из революций, и, наступая на одни и те же грабли, периодически подводил общество к очередным волнениям и беспорядкам. Совершенно ясно, что первоосновой социальных взрывов в кыргызском обществе является разгул беззакония и коррупции в стране, обернутый в красивый фантик управляемой демократии. Но вместо того, чтобы принять жесткие меры по наведению порядка в органах государственного управления, руководители Кыргызстана идут на явно популистские шаги, порой потакая самым низменным прихотям народа и закрывая глаза на его бесчинства. Главная цель от такой недальновидной политики – отвлечь внимание от своих корыстных планов, «развлечь» его. Ведь, как говорится в пословице, «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы оно не плакало». Но народные «утехи» порой выливаются в неисправимые события, ярким примером которых являются преступления против этнических узбеков 2010 года в Ошской и Джалалабадской областях.


Длительное и последовательное притеснение узбекского населения в этих регионах всегда находило «понимание» у местных властей, которые закрывали глаза на единичные случаи межэтнических конфликтов. Эта политика попустительства и близорукости привела к массовому применению физического насилия по отношению к узбекам, в результате чего более полмиллиона населения стали беженцами. Для расследования причин трагедии была создана международная независимая комиссия во главе с Киммо Кильюненом – специальным представителем Парламентской ассамблеи ОБСЕ по Центральной Азии.


По итогам расследования комиссии К.Кильюнен заявил, что «на основании имеющихся материалов можно сказать, что имели место преступления против человечности, а также многочисленные нарушения прав человека». Причем не только во время противостояния, но и после июня 2010 года.


«Расследования и суды имели избирательный характер и фокусировались в основном на гражданах узбекской национальности. Около 80%, привлеченных к ответственности – этнические узбеки, несмотря на то, что большинство пострадавших – люди узбекской национальности», – подчеркнул Кильюнен. Комиссией также было доказано, что со стороны представителей властей применялись пытки к задержанным.


Правительство Кыргызстана всеми силами пыталось и пытается не афишировать эти стороны «кыргызской демократии», и по традиции, «переводит стрелки» на другие аспекты. В отместку критике разгула национализма в стране, как со стороны мировой общественности, так и близких соседей, в Кыргызстане были возбуждены несколько уголовных дел по факту «разжигания межэтнической розни». Иными словами, кыргызские власти свалили собственную вину на чужие плечи, дабы перефокусировать внимание населения от своих проколов.


Санкциям со стороны в числе прочих были подвергнуты и узбекские правозащитники – лидер партии «Бирлик» А.Пулатов, руководитель общественной организации «Эзгулик» В.Иноятова и другие активисты, обвинившие власти КР в геноциде узбеков. В частности, В.Иноятова стала одной из последних «жертв» кыргызского популизма.


В конце июня с.г. В.Иноятова по приглашению местных правозащитников прибыла в г.Бишкек для участия во встречах с коллегами. Однако, она была задержана в бишкекском аэропорту. Вмешательство международных организаций помешало властям арестовать ее, однако в страну ее все равно не пустили.


С одной стороны, конечно же, глупо обвинять гражданина другого государства в проблемах собственной страны только лишь за критику и констатацию фактов. Но согласитесь, это самое легкое, и, увы, единственное, что могут сделать кыргызские власти. Ведь для того, чтобы установить в стране диктат законности и равноправия граждан вне зависимости от их национальной принадлежности, необходимо поменять систему. А это непременно приведет к тому, что нынешняя кыргызская государственность может рухнуть. Поэтому власти страны будут держаться за популистские основы управляемой кыргызской демократии до самого конца. Но, увы, победным его вряд ли назовешь.


Алишер Рахманов,
независимый журналист


Источник: www.zamondosh.com



Стандарты «кыргызской демократии»

0 коммент.:

Отправить комментарий