Лента новостей
Загрузка...

Таджикистан голодающий и убегающий




tadzhikistan8895543 Как в Таджикистане ждали теплых дней, весны и лета?! Дело тут даже в том, что соскучились люди по солнцу. Дело в том, что с наступлением теплых дней многие, многие, очень, очень многие таджикистанцы едут в Россию. На заработки. Дело в том, что с наступлением теплых дней появляется реальная возможность накормить себя и свою семью.


Конечно, можно заработать много денег своими мозгами. Но -только не в Таджикистане! Для того, чтобы занять “хлебную должность” почти обязательно надо быть родственником какого-нибудь крупного чиновника или богатого человека. В Таджикистане в последнее время – это почти одно и то же… Тем, кому не посчастливилось родиться в “нужной” семье, уготована участь раба. Не по форме, конечно, но – по сути!


Ситуацию можно увидеть в объективном свете на примере хотя бы одной семьи. Из рядового селения, что в Хатлонской области. Фамилия у них будет пусть, допустим, Шомирзоевы. Дело в том, что главный мужчина семьи, назовем его условно Косимом, прежде чем рассказать историю своей семьи за последние 25 лет, поставил одно жесткое условие: ни в коем случае не называть его настоящей фамилии и имени. От греха – под наименованием “государственная машина по вправлению мозгов несознательным элементам” – подальше.


Работали Шомирзоевы хорошо: кто в совхозе, кто шоферил, кто учительствовал, был даже племянник – работник торговли. Даже в последние годы советской власти семья не знала нужды. Думали: так будет всегда. Ошибались: Союз распался, началась война. Кое-кто из молодых Шомирзоевых подался в бородатые. До сих пор о двоих своих родичах нет ни слуху, ни духу. А ведь прошло двадцать лет! Поговаривают, что один из сыновей брата где-то в Пакистане. Ясно, что не фруктами там торгует…


Гражданская война асфальтовым катком прошлась по семье: кто-то погиб, зять и дочка подались в Узбекистан. Там спокойнее. Собирается туда и семья среднего сына. Благо, есть перспективы, да и дочь всех зовет. Почти все мужчины из клана Шомирзоевых хоть раз, но съездили на заработки в Россию. Правда, не всегда удается приехать с деньгами. Один из внуков Косима так и пропал где-то в Саратове. Ни слуху, ни духу.


Обычный завтрак семьи Шомирзоевых: лепешки из муки грубого помола, чай не очень хорошего качества, прошлогодние абрикосы засушенные, немного сахара. Вот и все. Коров и баранов пришлось продать: часть некогда большого стада ушла на покупку билетов в Россию (самых дешевых!) и первичные расходы, другую часть просто проели.


Стандартный обед семьи: те же лепешки, немного изюма, если повезет – суп из макарон или картофельный, часто без мяса. Фрукты Шомирзоевы употребляют редко – и это в некогда славящимся своими садами Таджикистане!? В поле работают почти исключительно женщины и девочки. Платят гроши, даже по местным меркам. Да и кому будешь жаловаться?! Некоторые работают у китайских фермеров. Те, правда, платят больше, зато условия работы адские! Часто отключают свет, хотя Шомирзоевы купили акции Рогунской ГЭС на сумму более 2 тысяч в пересчете на американские доллары. Сумма запредельная для таджикской провинции!


Живут в основном за счет денежных переводов из России. Косим Шомирзоев молится о том, чтобы в России был мир и не кончилась нефть. В противном случае – голодная смерть в перспективе. Для их семьи.


Телевизор смотрят редко (он еще советский, марки “Рекорд”): во-первых, свет вырубают постоянно; во-вторых, местное телевидение навевают смертельную скуку даже на не избалованных зрелищами таджикистанцев. На приличную спутниковую антенну нет денег. Как и на телевизор хороший.


О политике К. Шомирзоев говорит весьма неохотно: да, ходил на выборы президента. Да, отдал свой голос за Эмомали Рахмона. А куда денешься?! Другие-то кандидатуры еще хуже! События на границе Киргизии и Таджикистана оценивает сдержанно: когда паны дерутся, у холопов чубы трясутся. Считает это блажью неудовлетворенных политиков.


Уедет ли старший из Шомирзоевых из отчего дома? После глубокой задумчивости, акои Косим отвечает, что неплохо бы. Но – родина, но – несколько десятков поколений предков здесь жили; здесь, на местном кладбище, их могилы. Куда он их бросит? А детей и внуков своих он не держит – пусть уезжают, пусть даже принимают гражданство другой страны… Ему умирать здесь. Правда, кто понесет носилки с его телом до родового кладбища – вот вопрос. Мужчины-то все далеко!


Вот так и живут, и умирают рядовые таджикистанцы. Перспективы у них небогатые. И выбора почти нет. Как и веры в хорошее будущее, которое, как считают Шомирзоевы, осталось в далеком прошлом…


Сайд Мирзо


Источник  -  ЦентрАзия





0 коммент.:

Отправить комментарий