Лента новостей
Загрузка...

Китайцы никогда из Таджикистана не уйдут

img 24bf3459d61347fc22d5806675 Хочется начать с пословицы: “Бог создал экономистов, чтобы синоптикам не было мучительно стыдно”. Это правда. С развитием технологий погоду предсказывать все проще, а вот экономисты со своими прогнозами все чаще попадают впросак. Экономическая система усложняется, в эпоху глобализации причинно-следственные связи в ней настолько комплексны, что проследить их – задача не из легких. Сегодня то, что происходит в отдельно взятой стране, влияет на весь мир, и наоборот. Это особенно заметно на примере таджикской экономики и КНР. В настоящее время Китай, имея развивающуюся ускоренными темпами экономику, становится одной из ведущих мировых держав. Значительное по численности население и дефицит природных ресурсов в этой стране руководство КНР пытается решить за счет других государств, включая Таджикистан.


Вслед за громкими китайскими инвестициями в такие компании как “Таджикско-китайская горнопромышленная компания” и шквалом заголовков об экономическом росте Таджикистана, у некоторых таджиков могло появиться впечатление, что Пекин все скупил, в том числе свинцово-цинковое месторождение “Зарнисори шимоли”. Соглашение уже утверждено правительством Таджикистана 3 июля 2014 года. В соответствии с соглашением, Китай полностью берет на себя инвестирование проекта и вложит в это дело $200 млн. до 2018 года. Китайская компания в течение 4 лет разработает и начнет строительство двух объектов – предприятия по переработке полиметаллов на месторождении “Зарнисори шимоли” в Матчинском районе Согдийской области мощностью переработки 2 млн. тонн руды в год и металлургического завода мощностью 20 тыс. тонн свинца в год.


Возвращаясь к пессимистичным прогнозам по поводу развития таджикской экономики, хочется отметить, что они звучат не только за рубежом, но и в самом Таджикистане. Это вполне обоснованно: последовательно снижаются темпы роста рынков недвижимости и автомобилей, наблюдается стагнация на биржах и в других областях, спад производства, инфляция и безработица. Несладко приходится всем: и государственному, и частному, и крупному, и мелкому, и национальному, и международному капиталу. Казалось бы, таджикам при их отсталой экономике нужно радоваться инвестициям бизнесменов из Поднебесной. Но радость эта как ложка дегтя в бочке меда. Они знают, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. А китайцы – народ предприимчивый. Засунь палец в рот – они все десять откусят. Тревоги местного населения небезосновательны.


Если проблемы внутри страны можно как-то еще исправить, то ошибки на внешнем фронте почти неисправимы. Внешнюю политику определяет Эмомали Рахмон сам лично. Какое у него образование мы знаем. МИД выполняет чисто представительские функции. В нормальных странах руководство страны прислушивается к мнению экспертов по определенным странам. Если бы в Таджикистане было бы так, то вряд ли они отдали бы китайцам столько процентов отраслей. Мы в своем доме с большим огородом продали часть грядок соседу. Сосед теперь сам выращивает овощи и сам же их употребляет. Если мы ему скажем, мол, иди отсюда, все хватит, то он скажет, у меня все законно ты сам продал. При этом если учесть, что сосед не хилый.


Сейчас китайские крестьяне работают в Мургабском районе ГБАО, в Кумсангирском и Бохтарском районах Хатлонской области, им выделено порядка 2 тыс. гектаров земли. В распоряжении китайцев сельхозтехника, минеральные удобрения, семенной материал, им навстречу идут местные власти. А вот свои дехкане вынуждены бросать землю из-за многочисленных препон, созданных своими же руководителями. Многие таджики идут в услужение к китайским дельцам. И за плату меньшую, чем китайским рабочим, выполнять ту же нагрузку. Стоит вспомнить тот факт, как 1,5 тысячи рабочих крупнейшего в стране таджикско-китайского золотодобывающего СП “Зарафшон” подняли бунт. Причина в том, что они вынуждены работать за 450-500 сомони в месяц в то время, как китайские сотрудники получают в 15, а то и в 20 раз больше. Думается, что забастовщики, выступая за повышение заработной платы, сами не зная того, затронули очень больную тему для всего Таджикистана. Если владельцами были бы западники, то конфликт был бы чисто производственный и социальный. Скажем так, что реакция была бы в другом русле. А получилось, что рабочие сделали достоянием всех таджикистанцев, что китайцы владеют значительной частью доходов компаний. Как говорится, лучшего доказательства о китайской экспансии и не надо.


Китайцы стали владельцами многих стратегических промышленных объектов, арендовали сотни гектаров земель и успешно выращивают сельскохозяйственную продукцию, при этом предпочитают видеть на этих предприятиях и землях только своих граждан. На территории Таджикистана функционирует более 70 китайских предприятий в сфере реконструкции и строительства дорог, тоннелей, мостов, создания предприятий по производству цемента и других строительных материалов. За последние шесть лет объем накопленных китайских инвестиций в экономику Таджикистана приблизился к отметке 500 млн. долларов. Лидером среди совместных предприятий является таджикско-китайское золотодобывающее предприятие “Зарафшон”, которое только в 2013 году инвестировало свыше 60 млн. долларов. И плоды губительной для страны политики Эмомали Рахмона уже очевидны. Допустим, завтра Рахмон и его окружение покаются за все грехи, и будут просить прощения перед народом. Допустим, народ простит. Но китайцев они уже не выгонят. Вот и доигрались. Китайцы в Таджикистане, как козел в огороде. Они никогда из Таджикистана не уйдут.


Абдулло Мирзоев


Источник - ЦентрАзия



Китайцы никогда из Таджикистана не уйдут

0 коммент.:

Отправить комментарий