Лента новостей
Загрузка...

Кого не отравит Талко, утопит Рогун... Опасные перспективы Таджикистана

tg-talko-rogun-100012Бедному не до выбора. Его главная задача – не лечь спать голодным. Поэтому если кто-то угощает, да еще в долг, то вопрос брать или нет, просто не приходит в голову. Брать, и давясь, съесть, пока не отобрали.

Примерно так, к огромному сожалению, можно охарактеризовать экономическое положение современного Таджикистана. Поэтому вопрос избирательности при заключении контрактов стоит исключительно в форме их наличия, а последствия никого не интересуют в принципе. А задуматься все же не помешало бы.


Проблема экологии и рационального использования земельных ресурсов в последнее время привлекает все больше внимания мировой общественности. Особенно она актуальна для стран, не обладающих значительными запасами плодородной почвы. То есть для Таджикистана, большую часть которого составляют горы, это буквально вопрос жизни и смерти. И вот в этих условиях правительство и парламентарии страны решаются на более чем сомнительный шаг. Нижняя палата парламента Таджикистана без обсуждения и единогласно ратифицировала подписанное еще в ноябре прошлого года Соглашение о правительственном льготном кредите между правительством Таджикистана и «Экспортно-импортным банком» Китая по проекту «Строительство завода по производству криолита, фтористого алюминия и завода по производству серной кислоты в рамках реконструкции и модернизации ГУП «ТАЛКО»».


Выступая перед народными избранниками по этому вопросу, первый заместитель главы Минфина Таджикистана Джамолиддин Нуралиев отметил, что строительство завода по производству криолита и фтористого алюминия было начато в Яване в 2008 году, но финансовый кризис не позволил ГУП «ТАЛКО» завершить его. Он отметил, что свыше 40 процентов работ по возведению завода на сегодняшний день завершено.


«Для реализации проекта по строительству вышеназванных заводов необходимы 125,5 миллионов долларов США, из которых 38 миллионов вложит ГУП «ТАЛКО», остальное в размере примерно 88 миллионов в качестве льготного кредита предоставляет китайская сторона», — отметил Нуралиев.

Он заверил депутатов, что кредит будет погашен ГУП «ТАЛКО», и никакого риска для госбюджета страны не представляет. Звучит обнадеживающе. Особенно для нашей страны, где экономика колеблется между диагнозом «мертвый» и «очень мертвый».


«Новые производства», «доходы», «перспективы», «продукция» — красивые слова из давно забытого словаря. На самом деле все не совсем так, или, если быть до конца откровенным, то совсем не так. Во-первых, далеко не факт, что полученного кредита, при фантастическом умении наших чиновников красть все, что плохо лежит, хватит на достройку завода. Во-вторых, любой кредит нужно возвращать, а это значит, что даже если завод будет приносить прибыль, то принадлежать она будет вовсе не нам с вами. И, наконец, третье, и самое главное – кто просчитал экологические риски в случае выхода завода на проектную мощность? Экология в нашем случае это не забава или развлечение для не знающих, куда себя приложить европейских домохозяек. Это вопрос прямого выживания.


Всеми экспертами признано, что по влиянию на растительный покров соединения фтора являются одними из самых токсичных. Фторид водорода поступает в атмосферу в основном при производстве первичного алюминия, минеральных удобрений, стекла, фторорганических соединений, а также при разложении фторидных веществ. Электролитический способ производства алюминия из глинозема, в котором в качестве электролита используют расплав криолита и фторида алюминия, связан с выделением в атмосферу ряда ядовитых фторидных соединений.


В отличие от зарубежных заводов по производству первичного алюминия для наших строящихся предприятий характерна высокая концентрация производства и низкий уровень утилизации выделяющихся вредных веществ. В основном на них планируется применять технологии с использованием самообжигающихся анодов, которые имеют высокие удельные выбросы фторидов, пыли и органических соединений. Реальная степень очистки в этом случае составляет 30-50%. Во многих публикациях о работе заводов по производству алюминия приводятся данные об очистке именно факельных выбросов, а проблема обезвреживания фонарных выбросов замалчивается.


В радиусе 15 км от алюминиевых заводов осаждается не более 15% общего количества фтора. Мелкодисперсные и газообразные соединения могут переноситься на расстояние 50 и более км. Установлено, что накопление фторидов в почве при воздействии газообразного фторида водорода происходит в 30-40 раз быстрее, чем под действием микрочастиц твердых фторидов.

Алюминиевую промышленность можно заслужено считать основным поставщиком сильнейшего токсиканта, фторида водорода, а с учетом присутствия в газах других кислых компонентов реальное вредоносное воздействие эмиссии фторида водорода на экологические системы увеличивается в сотни раз.


И вот если принять во внимание и эти факторы, то радость от получения китайского кредита и последующего функционирования завода с пугающим названием, как то приуменьшается. Все же задача власти мыслить не только сиюминутными категориями, а рассчитывать еще и перспективу, особенно такую неоднозначную. У Таджикистана и так много проблем требующих безотлагательного решения, и превращение нашей страны в ядовитый химический полигон, вряд ли преуменьшит их количество.


Мухибулло Шоев


Источник — ЦентрАзия



Кого не отравит Талко, утопит Рогун... Опасные перспективы Таджикистана

0 коммент.:

Отправить комментарий