Лента новостей
Загрузка...

Кыргызстан: депутатская доля

1364992767_kyrgyz-deputatiГосударственная кадровая служба (ГКС) Кыргызстана в очередной раз обнародовала данные о доходах депутатов. Как сообщают местные СМИ, кыргызские «слуги народа» живут по-разному: кому бублик, а кому — дырка от бублика.

Самым бедным депутатом, является член парламентской фракции СДПК Ирина Карамушкина. У нее и ее родственников нет ни машин, ни земельных участков, ни какого-либо бизнеса и иных форм заработка. За год она заработала, т.е. получила в виде заработной платы 863 тысячи 452 сома. В собственности только дом площадью 105,3 квадратных метров.


А вот член фракции «Ар-Намыс» Нурлан Торобеков вообще ничего не имеет. Согласно поданной им в ГКС Кыргызстана декларации о доходах, у него нет ни жилплощади, ни машины. За год депутат заработал 883 тысячи 994 сома. Квартира есть только у его родственников, ее площадь — 65 квадратных метра. А так господин Торобеков по социальному статусу самый настоящий бомж, т.е. лицо без определенного места жительства. Судя по декларации и у его коллеги Турсунбая Бакир уулу, нет ни собственной машины, ни квартиры, ни дома. Есть только голый земельный участок площадью 800 квадратных метров, что делать с которым он никак не решит…


Бедными оказались и главы фракций «Республика» Назарали Арипов и «Ата-Журт» Жылдызкан Джолдошова. Первый за год заработал 853 тысячи сомов. В документе указано, что собственной жилплощади у него нет. Есть только административное здание офисного типа площадью 231 квадратный метр. А у родственников имеется дом — 147 квадратов, где вероятно и обитает честный и скромный «слуга народа». Вторая не сообщила, имеет ли она квартиру или дом. Видимо тоже живет в квартире своих бедных родственников, площадью 51 квадратный метр.

В тесном окружении бедных родственников живет и молодой член парламентской фракции «Ата-Журт» Улан Чолпонбаев. Об этом свидетельствуют данные его декларации о доходах, представленной в ГКС. Если сам депутат заработал за год 833 тысячи 225 сомов, то его многочисленные родственники по-прежнему бедны — у них нет имущества, нет машин, нет денег. Выходит, все они ютятся в квартире молодого парламентария, площадью 86 квадратных метров. Но в тесноте, как говорится, да не в обиде. Да и не пристало им обижаться, ведь до сих пор Бог милует, никто пока с голоду не умер — Улан, владеющий, как все вокруг говорят, крупным бизнесом, подкармливается, причем, весьма сытно…

Да что там депутаты. Почти ничем не может похвастаться президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев. В 2014 году он жил на одну зарплату, которая в сумме составила 960 тысяч 744 сома. Чуть больше, чем упомянутая выше Ирина Карамушкина. Зато за ним числится автомобиль «Тойота Лэнд Крузер» 2007 года выпуска, на который Карамушкиной в этой жизни рассчитывать не приходится. Все остальное, в т.ч. — многолетние насаждения площадью 64 тысячи квадратных метров, ООО НПФ «Форум», учредителем которого является президент, находится в доверительном управлении и никаких дивидендов не приносит.

Зато у супруги Раисы Атамбаевой эти самые дивиденды солидные. Первая леди заработала в прошлом году более $87 тысяч, получила дивиденды от ценных бумаг в сумме $120 тысяч, а также 145 тысяч 663 сома в виде доходов от ценных бумаг. У нее имеется гараж, две квартиры площадью 133,3 и 51,3 квадратных метра соответственно, а также 86,28 процента акций в ОАО «Медиафорум». Интересно, есть ли у Атамбаевых брачный контракт?


В отчетах некоторой, преимущественно богатой, части депутатов пишется о неких «гражданских и правовых сделках». Что это? Посредничество, лоббирование, протежирование, крышевание?… Член парламентской фракции «Ата-Мекен» Болот Шер на этих сделках заработал аж 11 миллионов 942 тысячи сомов. При этом за работу в парламенте всего 1 миллион 4 тысячи сомов. Эти данные отражены в его декларации о доходах, поданной в ГКС. В депутатских кругах он известен как злостный прогульщик, редко посещающий пленарные и другие заседания. Теперь понятно почему. Кроме «кучи денег» у него в собственности есть земельный участок площадью 1,5 гектара и автомашина «Тойота Ленд Крузер», как у президента.


Общеизвестно, что декларации о доходах изначально воспринимались и воспринимаются здесь как «филькины грамоты». Об этом говорят и сами депутаты. Глава комитета по этике и регламенту парламента Айнура Алтыбаева ранее заявляла, что ГКС не должна просто заниматься «сбором макулатуры», а превратить отчетные документы в инструмент борьбы с коррупцией. «За 20 лет так и не были разработаны механизмы проверки деклараций, и поэтому чиновники не указывают сведения, соответствующие действительности», — добавляет она.

По словам заместителя главы ГКС Олега Тарбинского: «Собрать декларации — это часть процесса. Немаловажно выявить подлинность представленных данных. В этом году проходит десятая по счету декларационная кампания. Однако надо признать, что 9 прежних декларационных кампаний никак не проверялись, так как не было механизма. В декабре 2012 года такой механизм разработан. Но выяснилось, что есть препятствия для проверки, согласно законам о банковской и коммерческой тайне. Мы тщательно изучили проблему и в итоге межведомственным приказом утвердили механизм проверки и стали собирать данные».


Однако мало кто здесь верит, что в ближайшее время этот механизм заработает и кого-то удастся привлечь к ответственности, так как по сути никакого реального наказания за предоставление недостоверной информации о доходах или его сокрытии в законодательстве нет.

В список миллионеров-депутатов по традиции вошли главы коалиционных фракций, которые и «делают погоду» в кыргызском парламенте. В авангарде оказался лидер фракции «СДПК» Чыныбай Турсунбеков. Согласно данным за год, у него в собственности значатся 11 объектов недвижимости и акции в шести ООО. Чыныбай Турсунбеков имеет девять квартир, одна из которых площадью 238 квадратных метра. А также земельный участок в 2 гектара и нежилое помещение в 418 квадратных метров.


По месту основной работы Турсунбеков заработал 888 тысяч сомов, а 3 миллиона 928 тысяч доходов поступили вне депутатской деятельности. За этот же период родственники лидера фракции «СДПК» заработали 926 тысяч сомов. Чыныбай Турсунбеков и его жена также указали, что владеют недвижимостью на сумму 116 миллионов 839 тысяч сомов, а также 12 квартирами в элитном доме на проспекте «Мира» в Бишкеке, четырьмя домами, земельным участком и тремя нежилыми помещениями. Кроме того, дочь лидера фракции «СДПК» владеет квартирой и «незавершенным объектом» стоимостью 200 тысяч долларов и 338 тысяч сомов. Как основной доход в декларации указаны ОАО «Бишкекский мелькомбинат», ЗАО «Акун» и ОАО «Кереге». При этом ни в одной декларации не отражены данные об акциях банка «Капитал», который ранее назывался «АкылИнвестБанком». Напомним, что супруга лидера фракции «СДПК» купила его за $4 миллиона 495 тысяч и 110 миллионов сомов.


В списке миллионеров значится и лидер фракции «Ата-Мекен» Омурбек Текебаев. За год он заработал 1 миллион 78 тысяч сомов. Его родственники располагают доходами в сумме 3 миллиона 285 тысяч сомов. Также в собственности у Текебаевых находятся три земельных участка, кафе, квартира и дом, который указан в декларации как нежилой. По сравнению с 2013 годом его жалование в парламенте увеличилось почти на 90 тысяч сомов. Но при этом, если верить заполненной декларации, у главного социалиста страны нет ничего — ни жилья, ни машин. И живет он, судя по всему, на иждивении у богатых родственников.

Лидер парламентской фракции «Ар-Намыс» Феликс Кулов заработал за год больше 1 миллиона сомов. Кроме того, глава «Достоинства» имеет в наличии дом площадью 200 квадратов и 25 процентов доли в одной из крупных ООО. Его родственники заработали за прошлый год всего 467 тысяч 633 сома. Также у них в собственности дом, квартира, земельный участок и жилое помещение.


Феликс Кулов тоже знает толк в т.н. «гражданско-правовых сделках», он заработал на этом виртуальном поприще более 1 миллиона сомов. В прошлом году этой деятельностью стали заниматься его родственники, которые получили доход почти в 770 тысяч сомов. У его родственников 7 незавершенных строительных объектов и машина «Тойота Прадо»…

Этот список можно продолжить. Однако стоит ли? Ведь от того, что будет написано или озвучено в СМИ, мало что изменится, если изменится вообще. Социальная иерархическая лестница, сложившаяся в кыргызском обществе за годы независимости и революций перекочевала и в госструктуры. Есть она и в парламенте, где кто-то честно отрабатывает свой депутатский долг, а кто-то «крутится» и старается выжать из ситуации максимум выгод для себя и родственников.


Суеркул Отунбаев


Источник — ЦентрАзия



Кыргызстан: депутатская доля

0 коммент.:

Отправить комментарий