Лента новостей
Загрузка...

Толкотня у китайской кассы

62277_1_russia-global-chinaДействующие экономические санкции против России, введенные США и Евросоюзом, появились как реакция на аннексию ею Крыма и нарушение территориальной целостности Украины.


Целью санкций было заставить Россию вернуть Крым, но получился несколько иной эффект. Падение экономики России вызвало уменьшение притока финансовых поступлений от трудовых мигрантов Таджикистана и Кыргызстана.


«Война санкций» далеко еще не закончилась, и, по всей видимости, будут вводиться новые ограничения с обеих сторон. В силу того, что экономика России сильно влияет на экономику стран Центральной Азии, в том числе Таджикистана и Кыргызстан, получается, что эти экономические санкции затрагивают и эти страны.


В результате санкций Запада в отношении России и падения цен на нефть, привело к спаду российских доходов. Падение рубля также привело к сокращению доходов мигрантов. По данным Всемирного банка объем денежных переводов в Таджикистан сопоставим 42 процентам ВВП республики, 60 процентов из этой суммы поступают в страну из России. Это свидетельствует об ухудшении положения многих семей в Таджикистане и Кыргызстане.


Из-за введённых санкций российская экономика фактически лишилась источника долгосрочного кредитования в европейских и американских банках. Евросоюз ввел против Сбербанка России, ВТБ, «Газпромбанка», ВЭБ и «Россельхозбанка» запрет на все операции с ценными бумагами сроком обращения более 30 дней, а США ввели запрет на выдачу кредитов на срок более 90 дней. Через эти банки ранее шел основной поток кредитных ресурсов, привлекаемых на иностранном финансовом рынке для инвестирования в крупные промышленные и инфраструктурные проекты.


Это означает, что российские компании будут испытывать острую нехватку финансовых ресурсов для инвестирования. Даже те компании, которые прямо не попали под санкционные ограничения, столкнутся с большими трудностями, вызванными снижением российского рейтинга и настоящей антироссийской истерией в западных странах.


Из этого вытекает несколько важных для Таджикистана последствий. Во-первых, рассчитывать на инвестиции из России в ближайшие годы, по всей видимости, не стоит. Как мы видим по документам, подписанным в рамках саммита ШОС в Душанбе, на повестке дня теперь широко понимаемое развитие сотрудничества без конкретных инвестиционных проектов. Финансирование капиталоемких проектов, вроде ГЭС или железных дорог, очевидно, отложено на неопределенное будущее.


Во-вторых, теперь главным источником крупного долгосрочного кредитования для России становится Китай, и конкуренция за китайские кредитные ресурсы только обострится. Это может привести к изменению китайской кредитной политики по отношению к Таджикистану и Кыргызстану, то есть сокращению объема выделяемых ресурсов и ужесточению условий их использования.


С учетом того, что Таджикистан имеет перед Китаем долг в размере 904 млн. долларов (данные на 1 июля 2014 г.), ужесточение китайской кредитной политики может крайне негативно отразиться на национальной экономике.


Но это прямое влияние сокращения доступа к западным кредитам. Есть еще и косвенное, через трудовую миграцию. Около 45- 48% граждан Таджикистана, работающих в России, задействованы в сфере строительства. Введение же финансовых санкций сильно ударило по строительным проектам, поскольку перечисленная выше пятерка российских банков участвовала в финансировании наиболее крупных проектов и их доля в кредитных ресурсах строительной отрасли была весьма высокой. Теперь же, в свете невозможности привлекать долгосрочное кредитование, эти банки вынуждены будут сократить кредитование строительства. Это приведет к приостановке и заморозке целого ряда проектов и, как следствие, увольнению граждан Таджикистана и Кыргызстана, работающих на этих объектах. Это может привести к ощутимому снижению объема денежных переводов из России в Таджикистан и Кыргызстана, а также возвращению части трудовых мигрантов обратно.


Введенное Россией эмбарго на целый ряд видов продукции стран Евросоюза, в первую очередь на продовольственные и текстильные товары, нежданно-негаданно создало свободную нишу на российском продовольственном рынке, в которую устремились как внутренние, российские компании, так и компании из стран Таможенного союза. В некоторых странах Евросоюза, ранее вывозивших продовольственные товары в Россию, теперь стали подсчитывать убытки и поняли, что оказались на грани разорения. Больше всего пострадают от этого прибалтийские страны, Финляндия, Польша, Бельгия, Нидерланды.


Удаление европейских продовольственных продуктов с российского рынка объективно открывает возможности для других поставщиков. Стабильно на рынке держатся узбекские и азербайджанские овощи и фрукты. Таджикистан и Кыргызстан, наряду с другими странами СНГ, был в числе важных поставщиков плодоовощной продукции в Россию. Однако увеличение поставок в Россию сразу повышает цены на внутренних рынках стран Средней Азии. Поэтому при всей любви к фермерам власти этих стран не допустят сильного взлета поставок продовольствия, овощей и фруктов.


Конечно, в силу этих условий Таджикистан, скорее всего, лишь в очень небольшой мере воспользуется новыми возможностями российского продовольственного рынка. Пока что санкции действуют лишь один год, а за это время не будет решена транспортная проблема и не будет существенных сдвигов в переработке плодоовощной продукции. Но если санкции будут продолжаться и дальше, хотя бы 2- 3 года, тут у таджикских производителей уже появляются шансы нагнать прежний уровень сбыта.


Ожидаемый эффект от этого также состоит в том, что освобождение существенного сегмента продовольственного рынка в России должно привести к росту своего сельскохозяйственного производства. Это, в свою очередь, потребует дополнительных рабочих рук, которые будут искать среди трудовых мигрантов.


Итак, «война санкций» между Россией и Евросоюзом в определенной степени отражается на Таджикистане и Кыргызстане, как на странах, экономически зависящих от России. По некоторым данным, в настоящее время каждые три из четырех семей в Таджикистане зависят от денег трудовых мигрантов. Кроме того, Россия является основным торговым партнером Таджикистана и Кыргызстана. Экономисты утверждают, что ситуация с российским рублем будет ухудшаться, что приведет к тому, что доходы таджикских строителей в России приравняются к доходам строителей в Таджикистане.


Однако самое негативное последствие падения экономики России для Таджикистана и Кыргызстана заключается в том, что в условиях санкций со стороны США и ЕС Китаю придется увеличить финансовую помощь. Вот и выходит, что в очереди у «кассы взаимопомощи» Китая Россия оттолкнет своими мощными локтями Таджикистан и Кыргызстан. Кому плакаться?


А. Рахмонов


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Толкотня у китайской кассы

0 коммент.:

Отправить комментарий