Лента новостей
Загрузка...

Соседям стоит сплотиться за мир в Афганистане

afgan_600x400Тринадцать лет пребывания в Афганистане миссии международных сил содействия безопасности (ISAF) неоднозначно оцениваются экспертным сообществом в плане стабилизации обстановки в этой стране. Однако сейчас не время спорить о том, был ли эффективным ввод группировки сил НАТО в эту страну или это было повторение ошибок советского вторжения в 1979 году. Для соседних с Афганистаном государств гораздо важнее оказание содействия в плане налаживания мирной жизни. Ведь они больше всех заинтересованы в возвращении Афганистана к миру и стабильности.


Если откинуть округлые официальные формулировки принятого международной коалицией решения, то по факту можно констатировать, что государства мира попросту не намерены больше нести огромные расходы на нескончаемую крупномасштабную операцию и выработали менее затратный вариант своего присутствия в этой стратегически важной стране, находящейся на пересечении ключевых регионов континента — Ближнего Востока, Центральной и Южной Азии.


Существует два варианта отношения к Афганистану. Один из них часто озвучивают отдельные российские эксперты: мол, надо создать нечто «подушки безопасности» или «буфера» из стран постсоветской Средней Азии, чтобы отгородиться от проблемного Афганистана. С этой целью во время визита Владимира Путина в Бишкек были обещаны поставки оружия Кыргызстану на сумму более миллиарда долларов и позднее обещано выделить 200 миллионов для перевооружения армии Таджикистана. А президент Казахстана на совещании в Астане потребовал от руководителя своей спецслужбы усилить границы в связи с выводом войск из Афганистана.


Однако эта позиция выглядит непродуктивной, поскольку пассивная позиция соседей и великих держав не позволит Афганистану измениться, и он останется «рассадником» терроризма и крупнейшим производителем наркотиков в мире. Отгородиться от проблемы Афганистана не удастся. И поэтому представляется важным акцент на втором варианте, когда соседи в союзе с великими державами помогают Афганистану возвратиться к мирной и созидательной жизни. Это лучше, чем накачивать регион оружием.


И это особенно важно в период, когда афганскому народу передано больше ответственности и определена ведущая роль в обеспечении внутреннего восстановления и безопасности, преодолении целого ряда многочисленных трудностей, обусловленных непрекращающимся уже 35 лет конфликтом. Сам факт того, что недавно в Афганистане произошел мирный транзит власти, говорит о том, что процессы возрождения в стране возможны, и они идут.


При этом Афганистан, несмотря на все усилия международного сообщества, продолжает оставаться нестабильной страной со слабой экономикой, население которого проживает в чрезвычайно бедных условиях. Несмотря на то, что после свержения режима талибов, новое правительство начало реформу по восстановлению страны, внутренняя обстановка остается чрезвычайно сложной. В связи с выводом из Афганистана сил ISAF ситуация в этой стране и вокруг нее обостряется, усиливаются проявления терроризма, экстремизма и множество других угроз, что вызывает серьезное беспокойство в соседних странах.


Учитывая тот факт, что страна вступает в переходный период и принимает на себя больше обязательств в области развития, решительная поддержка международного сообщества и прежде всего соседних стран для афганского народа является важной как никогда.


В свою очередь, многие из соседних стран, заинтересованные в разрешении афганской проблемы, активно предлагают свои проекты по ее урегулированию. Особого внимания заслуживает инициатива Президента Узбекистана Ислама Каримова об организации всеобъемлющего диалога по Афганистану в формате «6+3» при участии всех 6-ти соседних стран (Пакистан, Иран, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Китай) и 3-х основных внешних акторов (США, Россия и НАТО).


Инициатива Узбекистана нацелена на разрешение социальных и экономических проблем Афганистана, оказание целенаправленной помощи многострадальному афганскому народу, строительство и формирование транспортно-коммуникационной и социальной инфраструктуры страны, обеспечение занятости населения, решение острейших проблем борьбы с бедностью; осуществление государственного строительства с учетом религиозного, национального, исторического, культурного и других факторов. Все это требует достижения консенсуса между противоборствующими сторонами и привлечения самого населения Афганистана, всех без исключения противоборствующих сил, этнических и религиозных групп. Внешним силам необходимо учитывать и уважать исторические, этнические особенности Афганистана, многовековые обычаи, традиционные ценности ислама, которых ревностно придерживается многонациональный народ этой страны.


Узбекистан сегодня признается мировой общественностью как одна из стран, имеющих свою принципиальную позицию по установлению мирной жизни в Афганистане и обеспечению региональной безопасности в целом. Выдвигаемые Ташкентом инициативы по борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом и незаконным оборотом наркотических средств отличаются продуманностью, реалистичностью и сбалансированностью, что не может не привлекать внимания вовлеченных в региональные дела сил.


Предложения узбекской стороны в свое время существенно повлияли на формирование новой архитектуры безопасности в Центральной Азии. Так, например, по ситуации в Афганистане Президент Республики Узбекистан выражал озабоченность в своем выступлении еще на 48 сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября 1993 года предлагая создать систему региональной безопасности, которая могла бы предусмотреть меры по сохранению и восстановлению мира в случае конфликтов и войн, включая коллективные санкции дипломатического, финансового, экономического и иного характера против тех, кто хотел бы нарушить мир и целостность границ. На Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году, а также в ряде других выступлений Ислам Каримов обращал внимание мировой общественности на то, что территория Афганистана превращается в очаг терроризма, и выдвигал конкретные предложения по принятию совместных мер борьбы с грозящей опасностью.


На сегодняшний день узбекский лидер предупреждает о том, что равнодушное отношение к продолжающемуся в Афганистане конфликту, сохранение его в неразрешенном состоянии может породить вакуум, который в кратчайшие сроки заполнится самыми разрушительными деструктивными силами. В принципе, это уже происходит, о чем говорят вылазки боевиков ИГИЛ в Афганистане, столкновения с пограничниками Туркменистана, а также похищение пограничников Таджикистана.


Примерами рецидивов незавершенной войны является критическая ситуация, складывающаяся на территориях Сирии и Ирака, в связи с появлением там новых группировок международных террористов, радикалов и экстремистов со всего мира.


Именно поэтому мировому сообществу сейчас как никогда важно доказать, что в современном мире могут объединять свои усилия не только деструктивные силы, но и активная часть международного сообщества, заинтересованная в установлении глобальной стабильности и безопасности. Участие соседей и ряда внешних стран в стабилизации Афганистана вполне может перевесить указанные негативные устремления и обеспечить успешную реализацию процесса восстановления его социальной и экономической инфраструктуры.


Кто-то может возразить, что инициатива с применением узбекского формата «6+3» уже выдвигалась и в ней нет ничего принципиально нового. Но зачем изобретать велосипед, когда он давно уже изобретен? Ташкент в прошлом был уже центром непростых переговоров Индии и Пакистана. В этом плане проведение в столице Узбекистана саммита по Афганистану не выглядит чем-то надуманным. Понятно, что США и Россия в настоящее время более озабочены противостоянием в Украине, и Афганистан ушел на второй план.


С незапамятных времен Афганистан был значимым звеном Великого Шелкового пути и перемещения людей. На протяжении всей истории страна имела тесные связи с соседними государствами. Это касается не только религиозной, но и культурной, экономической и других сфер. Именно эта основа может, по мнению многих региональных экспертов, и в нынешних условиях стать отправной точкой возвращения страны в число стабильных государств через новую интеграцию в регионе и развитие сотрудничества с ближайшими соседями.


Бахтиер Низамов


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Соседям стоит сплотиться за мир в Афганистане

0 коммент.:

Отправить комментарий