Лента новостей
Загрузка...

Следует ли ожидать от Ташкента изменения курса власти?

1423551956_skachannye-fayly-8Готовящийся в очередной раз стать президентом Узбекистана Ислам Каримов выступил со своей предвыборной программой. Ислам Абудуганиевич Каримов руководит Узбекистаном с 1989 года, стоит ли ожидать изменений в системе государственного управления в его очередной президентский срок?


6 февраля 2015 года состоялся съезд Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана (УзЛиДеп), на котором делегаты почти единодушно поддержали кандидатуру Ислама Каримова на пост президента. Кстати, в прошлом Каримов также выдвигался от этой партии.


В своем предвыборном докладе Ислам Каримов озвучил основы своей предвыборной программы. В частности, Каримов отметил, что нужно продолжить структурные реформы и диверсификацию экономики для достижения высоких темпов роста, а также устранить барьеры для развития частной собственности и предпринимательства.


В конце года правительство Узбекистана прогнозировало в следующем году рост ВВП на 8 %, в том числе производства промышленной продукции на 8,3 %, сельхозпродукции – на 6 %, а объем капитальных вложений – на 9,6 %. По итогам 2013 года ВВП в стране вырос на 8 % по сравнению с 2012 года. Однако это официальные цифры, отношение к которым в экспертном сообществе скептическое. В то же время, общая тенденция роста экономики Узбекистана не вызывает сомнений.


Впрочем, трудно ожидать, чтобы Ислам Каримов, находящийся в почтенном возрасте (77 лет) решился на структурные преобразования в экономике. Развитию экономического потенциала Узбекистана мешает ряд ограничителей. В частности ограничен доступ предприятий Узбекистана к иностранным банкам. А иностранные инвестиции ограничиваются рядом секторов. Невозможны инвестиции иностранных компаний в авиации, железнодорожном транспорте и других секторах.


Существующие ограничители мешают более интенсивному сотрудничеству с евразийскими государствами. При этом именно Россия и Казахстан являются главными экономическими и торговыми партнерами Узбекистана. На Россию приходится свыше 4 млрд $, а на Казахстан свыше 1 млрд $.


Cкорее всего Ислам Каримов и в дальнейшем будет в «ручном режиме» развивать торговое и экономическое сотрудничество со своими главными экономическими и торговыми партнерами.


Желание И. Каримова продолжить работу свидетельствует о том, что в ближайшие годы власть продолжит свой курс. Это, прежде всего, политика многовекторности, когда власть умело маневрирует между различными центрами силы (Россия, Китай и США). Во внутренней политике


И. Каримов придерживается жесткого курса на порядок, что многим либералам не нравится.


В том, что Ислам Каримов одержит победу на президентских выборах в марте 2015 года – сомнений никаких нет. Единственная (если не считать клановых разборок) альтернатива Каримову в стране может сформироваться в лоне Ислама. В начале 1990-х гг. исламские лидеры Узбекистана уже принуждали Ислама Каримова принести клятву по поводу введения законов шариата в стране, однако тогда президенту удалось подавить политизированных исламских лидеров и установить твердую президентскую власть.


Сейчас некоторые мусульманские организации также выступают против Ислама Каримова. Так, недавно «Союз мусульман Казахстана» (г. Алматы) недавно направил открытое письмо Каримову, в котором содержится призыв подать в отставку. Причем в качестве мотива называется состояние здоровья Ислама Каримова. «…состояние здоровья Каримова привело Узбекистан в подвешенное состояние. И это ставит под угрозу безопасность не только Узбекистана, но и всего региона Центральной Азии, — сказал автор письма Мурат Телибеков.


Сам Каримов уже давно привык не обращать внимания на такие выпады (да и правильно делает). Между тем, именно исламская идентичность, радикальный Ислам может представлять собой реальную альтернативу Исламу Каримову.


Исламская идентичность в Узбекистане традиционно пользуется популярностью, а имеющиеся в стране школы позволяют развивать это направление.


Если Узбекистан не сможет противостоять угроза экспорта нестабильности из Афганистана, можно ожидать всплеск исламистских и антиправительственных угроз.


В остальном же режиму власти Ислама Каримова ничего, если не считать биологических факторов, не угрожает. Лидеры России, Китая и США в целом нейтрально или даже позитивно относятся к пролонгации каримовского правления.


Другое дело, Москве хотелось бы гораздо интенсивнее и результативнее сотрудничать с Ташкентом, однако осторожность Ислама Каримова пока не позволяет предметно разговаривать по поводу вступления Республики Узбекистан в Евразийский экономический союз. Хотя все основания для этого есть, о чем недвусмысленно свидетельствует динамика торговых и экономических отношений России и Казахстана. Если же это все-таки произойдет в лице Москвы и Астаны Ташкент приобретет надежных союзников.


Руководитель ЦГИ «Берлек-Единство» — Радик Мурзагалеев


Источник  —  berlek-nkp.com



Следует ли ожидать от Ташкента изменения курса власти?

0 коммент.:

Отправить комментарий