Британское рейтинговое издание «Economist» в статье под заголовком «Наркотики в Таджикистане. Героин стабилизирует ситуацию в бедной стране» заявляет, что героин и опий стали одной из главных доходных статей таджикских чиновников. Эксперты однозначно констатируют, что республика считается одной из самых бедных в постсоветском пространстве, но столица Душанбе «утопает в наличности, строительных работах, а по улицам разъезжают яркие автомобили». «Очень легко предположить, откуда идут деньги» – сообщает «Economist». «Таджикистан, с его незначительным уровнем промышленности, имеет 1300-километровую границу с севером Афганистана, которая является сердцем мульти-миллиардной сети по контрабанде героина».
«В отличие от других транзитных стран, таких как Мексика, в Таджикистане уровень преступности, связанный с наркотиками, «невысок», а «героин стабилизирует обстановку в этой стране», – пишет издание.
Офис ООН по наркотикам и преступности подсчитал, что ежегодно примерно 30 % афганского опиата, в том числе 90 тонн героина проникает в Россию через Центральную Азию, особенно Таджикистан. Подстегает незаконный оборот наркотиков повальная коррупция во властных структурах.
Правозащитные организации трубят о том, что за минувший год выявлено более 200 правонарушений среди сотрудников МВД, 150 из которых связаны со взяточничеством, мошенничеством, незаконным оборотом наркотиков. Участие оборотней в пагонах в наркоторговле лучше всего характеризует степень упадка и коррумпированности правоохранительных структур. Нередки случаи, когда милиционеры прикрываются своим положением, совместно с сослуживцами организовывают преступные группировки и торгуют «белой смертью».
Блюстители порядка продают наркоту в пенитенциарных учреждениях. Они даже передают конфискованный героин покровительствуемым наркоторговцам, арестовывают и преследуют конкурентов.
Отвечая на вопрос о ситуации с наркооборотом в Таджикистане и основных маршрутах транзита наркотиков директор АКН Рустам Назаров на пресс-конференции УНП ООН в Вене рассказал, что «наркоситуация в Таджикистане определяется, прежде всего, складывающейся обстановкой в соседнем Афганистане. В Таджикистане имеется 4 маршрута транзита афганских наркотиков, их никто не отменял. За долгие годы эти каналы практически не изменились.
Есть «Северный маршрут», «Балканский маршрут», есть маршрут, который идет на Юго-Восточную Азию, и есть «Северо-Черноморский маршрут», который проходит через север Ирана в страны Каспия, Кавказа и далее в государства-потребители».
Шеф антинаркотического ведомства открыл тайну, что Таджикистан лидер по изъятию наркотиков среди стран Центральной Азии и России.
Если учесть, что 85 % всех перемещаемых через регион наркотиков проходит через таджикские тропы, то Назаров вполне может себе позволить похвастаться.
Скептически относясь к беспочвенным заявлениям таджикского госчиновника, проведено независимое изучение наркообстановки в Центральной Азии. Вскрылись интересные факты, Таджикистан отнюдь не лидер по изъятию наркотиков, но занимает первое место по ее транспортировке и продаже. В 2013 году изъято более 6,5 тонн наркоты, тогда как в Казахстане и Кыргызстане эта цифра составляет около 20 тонн.
Объяснение повальному росту наркоторговли простое. В Таджикистане накопилось свыше 15 тысяч тонн героина и эта критическая масса ищет выхода на российские рынки через соседние Киргизию и Узбекистан.
Освежая в памяти 4 маршрута контрабанды наркотиков, хотелось бы сказать, что основным коридором продолжает оставаться «Северный маршрут», который проходит через Киргизию и Узбекистан, и почему-то ООН приписывает ей лишь 20 % трафика, хотя она обеспечивает экспорт более 90 % героина. Ответ очевиден! Это отвод внимания на другие мелкие наркоканалы в чьих-то корыстных интересах.
Международные доноры потратили сотни миллионов долларов на укрепление пограничной безопасности и программы по борьбе с наркотиками в Таджикистане и прилегающих районах Афганистана. Но это все, по словам неназванного высокопоставленного западного чиновника «просто ерунда и Запад согласился с тем, что наркотики – это цена за относительную безопасность на северной границе Афганистана». Никто, на его взгляд, не станет рисковать и дестабилизировать ситуацию в Таджикистане, попытавшись вывести из экономики наркотики и деньги – эквивалентные 30 процентам ВВП страны.
Сочту необходимым подметить, что наркоканалы в Таджикистане давно поделены между высокопоставленными госчиновниками. Бывшие боевики ОТО, а именно Мирзоали Халимов или «Али Беспалый» курирует «Шаартузское и Кабодиенское направления», Сафар Эсанбой – «Боботагское направление», Мулло Шукур – «Сариасийское направление», Саидбурхон Саидкамол – «Согдийское направление», Мухаммадшох Искандаров – «Джигартальское направление». Кстати, распределяют зоны ответственности из самых верхов, в том числе Эмомали Рахмон, но это тем для отдельного обсуждения.
Из приведенных внутренних наркоканалов наиболее насыщенным потоком отличается «Джиргатальское направление», подведомственное бывшему замглавы РУВД по Раштскому региону Мухаммадшоху Искандарову, которое стыкуется с Баткенской областью Киргизии. Объясняется это тем, что все другие направления, так или иначе, смыкаются с Узбекистаном
или Китаем, правоохранительные органы которых худо-бедно справляются с наркоторговцами, и стоят на своих убеждениях принципиально твердо и неподкупно.
Таким образом, Таджикистан давно закрепил за собой репутацию страны, через которую налажен транзит наркотических средств из соседнего Афганистана в третьи страны. Неэффективные формы борьбы госструктур с распространением смертоносного зелья в республике говорят о слабости власти, засилии в ней коррумпированных чиновников, напрямую связанных с преступными группировками. А покуда мода на наркотики в Таджикистане набирает популярность, а преступники и коррупционеры загребают грязные деньги, тысячи молодых юношей и девушек будут губить свое здоровье и жизнь, погружаясь в наркотический дурман…
Сухроб Давлатов, Москва
Источник — eurasianews.info
Героиновая экономика Таджикистана
0 коммент.:
Отправить комментарий