Лента новостей
Загрузка...

Религиозный экстремизм в качестве основного механизма по дестабилизации обстановке в странах ЦА

В контексте безопасности для стран Содружества в ЦАР, «иранская тема» начинает выходить на один ряд с «афганской». Большинство событий, явлений и процессов, происходящих в регионе и затрагивающих безопасность стран Содружества в ЦАР, в том числе в сфере борьбы с терроризмом, связаны с процессами, происходящими на Ближнем Востоке, вокруг Сирии и Ирана. В последнее время на развитие процессов, напрямую затрагивающих вопросы безопасности, стали накладывать свой отпечаток и события в Пакистане.

На фоне устойчивой тенденции усиления интереса среди населения к религии и религиозным политическим идеям, исторически традиционные в КР умеренные конфессии постепенно уступают свои позиции различным течениям и сектам зарубежного происхождения. Деятельность же последних, зачастую прямо или косвенно, подрывает национальную и общественную безопасность, создавая острые межконфессиональные противоречия и усиливая распространение радикалистских и экстремистских идей.

В создавшейся ситуации особую опасность представляют фундаменталистские течения, появившиеся в некоторых исламских странах и распространившиеся по всему миру. Они пропагандируют фанатичное следование нехарактерным для граждан стран ЦА религиозным традициям, отказ от светской и внедрение исламской формы государственного правления. Их деятельность ведет к расколу мусульманской общины, радикализации и политизации сознания верующих, создавая благоприятные условия для вербовочной деятельности экстремистских и террористических организаций.

На волне усиления интереса граждан к религии серьезную угрозу национальной безопасности стали представлять экстремистские объединения и группы, прикрывающиеся исламом и взявшие на вооружение радикальные религиозно-политические лозунги. В их числе наибольшую опасность представляет такфиристско-джихадистское движение салафитской направленности. Указанное движение является объединением различных организаций и групп (джамаатов), отличительной чертой которых является приверженность ярко выраженной религиозной экстремистской идеологии, допускающей насильственные и террористические действия в отношении идеологических противников и несогласных. Оно представляет собой наиболее радикализированную часть религиозного течения «Салафия» (или салафизм).

Салафитского направления в исламе придерживается определенная часть мусульман, проживающих в странах Центральной Азии. При этом как показывает практика, распространение идеи «Салафизма» могут создать условия для образования автономных и неподконтрольных другим экстремистским и террористическим организациям группировок, аналогичные т.н. «Солдатам Халифата» и «Жайшуль Махди».

Развитие событий в Пакистане высветили еще одну силу, которая при определенных условиях может быть использована для дестабилизации обстановки в странах ЦАР, и которая, наряду с «салафитами-ваххабитами», уже присутствует на территории стран региона. Это движение «Таблиги джамаат», учебные центры которого находятся в Пакистане, Индии, Бангладеш. Сотни приверженцев «Таблиги» - граждан Центрально-Азиатских республик, присутствуют на территории своих стран и организованы в структуры в виде «даватистов» - распространителей исламского вероучения. Многие из них в потоке гастарбайтеров выезжают на территории других государств, в том числе, в различные регионы России.

На низовом, бытовом уровне, «даватисты» пока противостоят идеологии «Хизб ут-Тахрира» и других движений, открыто пропагандирующих идеи «джихадизма» и «единого халифата». Однако, как показывает ситуация с ИГИЛ, на долго их не хватило.

Одним из главных принципов движения провозглашено: «невмешательство в политическую жизнь государства». Основные усилия сосредоточены на предоставлении различным слоям населения первичных исламских знаний. Однако череда «арабских революций», события в странах Магриба, в Афганистане и Пакистане изменили религиозную тональность в странах. Наметились тенденции появления и участия «исламистских» партий в политической жизни стран региона, все большее количество госчиновников различного ранга заявляет о своей религиозной идентичности.

Анализ материалов позволяет сделать вывод, что деятельность «Таблиги Джамаат» в определенных условиях используется деструктивными силами и призвана служить общим фоном религиозности населения, позволяющим «расшевелить» интерес слоев населения того или иного региона земного шара к исламской вере. Это облегчает задачу салафитам, которые, проводят дальнейшую «точечную» идеологическую обработку, инициирующую экстремизм и терроризм.

В настоящее время «Таблиги Джамаат» может стать так называемой кузницей кадров для радикально-экстремистской организации «ИГ» (ДАИШ).

Особенность «таблиговцев» заключается в массовом, «явочном» охвате территорий республик Центральной Азии и подчиненности не национальным духовным управлениям мусульман, а только своим центрам в Пакистане. Говоря о деятельности в регионе «Таблиг Джамаат» надо отметить, что, по имеющимся у партнеров данным, в центрах подготовки этой организации присутствуют представители практически всех этнических групп стран ЦАР, в большей степени - граждане Кыргызстана, реже - узбеки и таджики.

Сегодняшние реалии государств Центрально-Азиатского региона

Страны Содружества в ЦАР - бывшие советские республики -переживают период бурного роста религиозного (исламского) сознания. Во многих районах региона Ислам отождествляется с арабским Востоком. Именно арабские страны оказали и оказывают помощь в строительстве мечетей, в арабских государствах получают образование духовные наставники, арабские фонды и организации проводят образовательные и гуманитарные программы и иные акции на территориях стран. Центральной Азии.

В ЦАР, начиная с 2010 года, после инициированного извне конфликта на межэтнической почве на юге Кыргызстана, наблюдались процессы, позволяющие делать вывод о том, что усилия террористических и экстремистских организаций стали перемещаться из южных районов в северные регионы страны, а далее в соседние государства.

Согласно различного рода информации поступающей от Западных информационных агентств, и сравнивая ее с действительностью можно делать выводы о наличии руководимых извне попыток активизации террористической активности в различных районах стран Центральной Азии с использованием этнического фактора.

Например, ИДУ-ИПТ, а также «Хизб ут-Тахрир» стремятся использовать в качестве базовых районы компактного проживания узбекского населения (южные районы КР и т.д.). Этнический фактор присутствует также в деятельности кавказских террористических организаций в государствах Центрально-азиатского региона (здесь используется наличие в регионе, районов компактного проживания северокавказских народов - чеченцы, ингуши, балкарцы и др.).

Вместе с тем, согласно заключению большинства региональных экспертов, расширению деятельности террористических организаций, в первую очередь, предшествует и способствует фактор распространения среди населения идеологических установок экстремистского толка, преподносимых эмиссарами в виде исламских знаний.

Проведенный анализ указывает на наличие двух главных направлений в экспансии идеологического экстремизма на население региона.

Первое направление - так называемый «джихадизм», идеологический набор которого включает отрывочные исламские сегменты с обоснованием радикальных действий и преследующий цель скорейшего принятия усилий для слома существующего конституционного строя и смены власти.

Активно используется набор экстремистских установок, типа «идеологических уроков» Саида Бурятского (Александра Тихомирова), призывающих приверженцев совершать «джихад» во имя спасения «угнетенных мусульман».

Создатели данного направления используют лишь внешнюю исламскую оболочку (атрибутику) с набором минимальных теологических познаний, компонуя смесь различных направлений в современном исламе.

Справочно: группа «Джайшуль Махди», появившаяся на территории КР в 2010-2011г.г., в своей идеологии представляла смесь экстремистских воззрений из суннитского и одновременно шиитского течений ислама.

Второе направление - умеренное (скрытое), зачастую опосредованное религиозно-идеологическое влияние на различные слои населения, преследует цель постепенного завладения рычагами власти, проникновения во властные и силовые структуры стран региона, оказания влияния на конкретных должностных лиц, включая высшие посты в государстве, а также принимаемые управленческие решения.

Основу данного направления составляет движение «Салафия» и «Хизб ут-Тахрир» (ХТИ). Начав 20 лет назад со строительства мечетей, салафиты постепенно вошли в сферу государственной жизни стран региона, занимая вполне официальные должности в различных государственных структурах.

Оба направления идеологической экспансии взаимосвязаны, большинство вопросов их функционирования находится под контролем и патронажем религиозных центров Саудовской Аравии и других стран арабского пояса.

Для поддержки салафитской духовной экспансии в странах региона в последние 5-7 лет появились различного рода представительства (организации под патронажем дипломатической миссии СА, бизнес структуры в целях развития экономического сотрудничества).

Таким образом, в настоящее время в странах ЦАР процесс формирования религиозной сферы вступил в новую фазу, которая характеризуется мощным всплеском активности салафитов, что отмечается во всех республиках бывшей советской Центральной Азии. Ряд экспертов рассматривают данный процесс как стремление распространить в ЦАР ислам саудовского образца - идеологию Ханбалитского масхаба.

События в Сирии высветили очевидную координацию и взаимодействие между салафитами и турецкими религиозными центрами. В свою очередь, следует говорить о тесном взаимодействии руководящих структур Саудовской Аравии и Турции.

Прогнозы и возможные перспективы:

Растущая тяга к Исламу и недостаток религиозных знаний используются экстремистскими и террористическими структурами для распространения псевдоисламской идеологии. «Хизб ут-Тахрир», ИДУ-ИПТ, «Союз (группа) исламского джихада» и прочие структуры салафитского толка, включая проповедников идеологии «Саида Бурятского» (Александра Тихомирова)- все это и есть вариант «Аль- Каиды» для бывших республик Советского Союза.

Потенциал этих деструктивных сил будет увеличиваться как результат грядущего социально-экономического кризиса. Начиная с 2009 года - события в Раштской зоне Таджикистана, Ошские события в Кыргызстане в 2010 году, а так же появление группы террористов из «Армии Махди» и этнических террористов в Кыргызстане в 2011 году, знаменуют собой, возможно, начало более масштабных действий армии экстремистов и террористов, проходящих «обкатку» в Сирии, Ливии, Египте и др. странах.

На территории стран Центральной Азии эти структуры в обязательной форме будут использовать религиозную риторику, и выдвигать псевдоисламские требования. Кроме того, именно в ЦАР, где население полиэтнично и поликонфессионально, будут предприняты попытки разжигания широкомасштабных межконфессиональных столкновений между мусульманами, христианами и буддистами.

Центральная Азия является той самой стратегической площадкой, которую стремятся использовать США и Великобритания (англосаксонский мир) для нанесения одновременного удара по Китаю, России и в определенной степени по Европе. В этом варианте Европа рано или поздно (особенно с учетом роста количества беженцев из Сирии, Ливии и Ирака, среди которых большое количество боевиков «ИГ»), постепенно будет наблюдаться сильный процесс исламизации, особенно в тех странах, где социально-экономический уровень находится на крайне низком уровне.

В случае использования «уйгурской проблемы» для дестабилизации в Центральной Азии неизбежно будет, затронуть смежный «узбекский вопрос». А это означает подключение потенциала религиозно экстремистской партии «Хизб ут-Тахрир», которая уже второй десяток лет борется за создание «халифата» в ЦАР и имеет опыт подготовки боевиков для «воюющих» группировок.

Нынешнее присутствие на Северном Кавказе боевиков выходцев из стран Центрально-азиатского региона, одурманенных «проповедями» вербовщиков от лица Саида Бурятского - лишнее тому подтверждение.

Таким образом, англо-саксонская управленческая элита для реализации своих замыслов по формированию нового миропорядка пытается использовать армию радикалов, состоящую из смеси террористических и клерикальных экстремистских организаций, чья псевдоисламская идеология преследует цели «джихадизма» и создания мирового «халифата».

В перспективе на территории стран Содружества в ЦАР следует ожидать появления новых группировок «джихадистского» толка на идейной базе салафизма. Для дестабилизации обстановки в разных районах региона могут быть использованы имеющиеся разногласия межнационального и межконфессионального характеров в целях их дальнейшей эскалации.

Для дестабилизации обстановки в ЦАР и снижения влияния России, Китая деструктивными силами могут предприниматься попытки разжигания межрелигиозного и межэтнического конфликта с участием террористических и экстремистских организаций при координирующей роли спецслужб западных государств.

В политической жизни стран региона будут появляться новые политические партии (движения) на религиозной основе, претендующие на властные позиции и имеющие в своем составе часть местной политической элиты, выступающей за развитие связей со странами арабского мира.

Перспективы развития обстановки и имеющиеся тенденции к ее ухудшению в странах Центральной Азии потребует от государств Содружества и их партнеров по ШОС и ОДКБ готовности к оперативному коллективному реагированию на террористические угрозы и иные насильственные формы экстремизма. Особенно опасна активизация экстремистов под религиозным прикрытием, в союзе с различными оппозиционными силами деструктивного характера.

Акбар Асанов

Источник - polit-asia.kz

0 коммент.:

Отправить комментарий