Лента новостей
Загрузка...

«Щедрый» Аркадаг

Президент Туркменистана Курбанкули «Аркадаг» Бердымухаммедов тоже в определенном смысле мужчина и тоже поздравляет женщин с праздником, но весьма своеобразно…

Отшумел первый весенний праздник, праздник уважения, любви и восхищения женщинами. В 1975 году ООН придал 8 марта официальный статус «Международного женского дня», хотя не во всех странах его празднуют. Традиция этого дня — поздравления от мужчин, цветы и подарки бабушкам, матерям, сестрам, дочерям, внучкам… Президент Туркменистана Аркадаг Бердымухаммедов тоже в определенном смысле мужчина и тоже поздравляет женщин с праздником, но весьма своеобразно.

С 2002 года женский день в Туркменистане отмечали 20 марта, поскольку приурочили праздник ко дню рождения матери Туркменбаши Курбансолтан-эдже и к мусульманскому празднику Новруз-байрам. Указом Туркменбаши 20 марта стало называться Национальным праздником весны и женщин, и 3 дня (20, 21 и 22 марта) были объявлены праздничными (нерабочими) днями.

Придя к власти в 2007 году, Бердымухаммедов вернул в календарь праздник 8 марта, а в 2008 возобновил традицию дарить туркменским женщинам от имени президента деньги. Именно тогда было принято постановление о вручении всем женщинам Туркменистана, включая пенсионерок, студенток, школьниц и воспитанниц детских дошкольных учреждений, «денежных подарков» в размере 200 тыс. манатов (примерно 10 долларов США). Интересно, что постановление обязывало руководителей частных предприятий и организаций вручать сотрудницам указанную сумму из собственных средств, но от имени президента. Такой «щедрости» за чужой счет не позволяет себе ни один президент в мире.

В 2009 году Аркадаг почему-то решил отменить материальное вознаграждение в день празднования женского дня, в результате туркменки на два года остались без президентских подачек.

В 2011 году он вновь вспомнил о женщинах, и на свет появилось новое популистское постановление президента Туркменистана №11535 «О вручении денежных подарков женщинам нашей страны по случаю Международного женского дня». Теперь уже в официальном документе было предписано ежегодное вручение в торжественной обстановке (опять-таки от имени президента!) на предприятиях, в учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, денежных подарков в размере 40 манатов. Причем в №11535 уже нет слов «всем женщинам Туркменистана», а перечисляются конкретные категории женщин: работающие на предприятиях, учреждениях и организациях, независимо от форм собственности, получающие пенсию и государственные пособия, обучающиеся в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре с отрывом от производства, слушательницы Академии государственной службы при президенте Туркменистана со сроком обучения не менее двух учебных лет, студентки, школьницы и воспитанницы детских дошкольных учреждений.

А как же домохозяйки, которых в Туркменистане подавляющее большинство? О них в постановлении не говорится ничего. Или они другого пола? В самом деле, было бы глупо, если бы мужья преподносили своим женам-домохозяйкам подарок на 8 марта от имени президента, но за счет семейного бюджета. Кстати, кто бы в этом случае контролировал целевое расходование средств?

Интересно также, за чей счет и от чьего имени вручают денежные вознаграждения послы и другие руководители международных миссий и организаций, аккредитованных в Туркменистане? Ведь у них немало гражданок-туркменок работает по найму, и никто им ничего не подарит, если не захочет. Ведь хотя Аркадаг в Туркменистане — царь и бог, иностранные правительства вполне могут проигнорировать его авантюрные начинания.

Короче говоря, налицо типичная дискриминация отдельных категорий туркменских женщин, и кем — самим главой государства, который на словах обещает равные права всем жителям страны! При этом я не говорю о мизерной сумме вознаграждения, хотя очень многим она кажется неприличной.

Напрашивается вопрос: зачем понадобилось превращать традиционно добрый и любимый всеми женский праздник в пиар-кампанию вселенского масштаба?

Да, в последнее время в Туркменистане было приято несколько важных законов для укрепления статуса женщин в туркменском обществе. Например, закон «О государственных гарантиях обеспечения равных прав и равных возможностей женщин и мужчин» или закон «О борьбе с торговлей людьми».

Однако, доклад Норвежского Хельсинкского комитета «Женщины в Туркменистане: граждане второго сорта» утверждает: «Законы, защищающие права женщин, создают искусственный фасад добрых намерений в отношении свобод женщин и их равенства в обществе».

О фасаде «добрых намерений» говорится и в последнем отчете Государственного департамента США по вопросам торговли людьми в мире: «Туркменские женщины и девушки также подвергаются секс-торговле за рубежом. Жители сельской местности подвергаются наибольшему риску стать жертвами торговли людьми»

На практике из-за высокой безработицы и коррупции проблемы занятости являются бичом туркменской экономики, вследствие чего немалое число туркменских женщин вынуждены превращаться в главных кормильцев семьи. Как результат — челночный бизнес, который почти исчез на постсоветском пространстве, все еще активен в Туркменистане и вследствие «заботливой» политики Аркадага полностью взвален туркменками на свои плечи.

Кроме этого, большую часть тюремного населения Туркменистана составляют мужчины трудоспособного возраста, отсюда абсолютная невозможность прокормить их семьи. Примем во внимание также наркоманов и алкоголиков, большинство из которых также составляют мужчины.

«Новое веяние» независимого Туркменистана — более половины случаев наркоторговли приходится на женщин. Количество проституток из числа молодых (и не очень молодых) туркменских девушек также резко увеличилось. Если раньше подобная «трудовая деятельность» считалась исключением и оборачивалась позором в обществе, то теперь женщины идут на это от отчаяния, и многие им сочувствуют и не осуждают.

Насилие в отношении женщин является серьезной проблемой в Туркменистане, отмечают эксперты. Если в СМИ различных стран всегда можно узнать о случаях насилия, преследования, дискриминации или доведения до суицида женщин, то в Туркменистане такие темы — табу.

В докладе Норвежского Хельсинкского комитета говорится: «Правительство не сознает о существовании этой проблемы, в то время как насилие в отношении женщин, на самом деле, довольно широко распространено». За все время президенства Бердымухаммедова стал известен только один случай — с бывшим председателем парламента, якобы доведшим невесту своего сына до суицида. На самом деле очевидно, что дело было сфабриковано с целью удаления экс-главы парламента с политической арены как потенциального конкурента президента, расчищавшего себе поле для захвата абсолютной власти.

В целом, за время независимости в стране не было принято ни одной социальной-экономической программы для улучшения положения женщин и детей.

По данным ЦРУ, численость населения Туркменистана на июль 2015 года составляла 5,23 млн человек, из которых 50,4 процента — женщины. Коэффициент материнской смертности, то есть число случаев смерти беременных женщин на сроке не менее 28 недель, а также рожениц на 100 тыс. родившихся живыми детей здесь равен 67. Для сравнения: в Узбекистане — 28, Казахстане — 55, Таджикистане — 65, и только в Киргизии — 71. Коэффициент младенческой смертности, то есть число умерших детей в возрасте до одного года на 1 тыс. родившихся живыми в том же году в Туркменистане составил 36,8. Для сравнения: в Таджикистане — 33,9 , Киргизии — 27,7, Казахстане — 20,9, Узбекистане — 19,2. Этот показатель часто используется как индикатор уровня здоровья в стране.

Подобные низкие показатели в Туркменистане, где долгое время министром здравоохранения был сам нынешний президент, обусловлены тем, что общие расходы на здравоохранение от ВВП страны составляют всего 2 процента. У всех других центральноазиатских стран указанный показатель существенно выше.

Максат Дурдыджан

Источник - Гундогар

0 коммент.:

Отправить комментарий