Лента новостей
Загрузка...

Три кавалера таджикской дамы

Поездка президента Таджикистана Эмомали Рахмона в Москву была довольно скупо освещена в российских СМИ. Уже одно это говорит о том, что в Кремле сильно опасаются поверить заверениям, которые таджикский лидер не спешит выполнять. Частые встречи Рахмона с Путиным показывают всю степень озабоченности первого исходом очередных выборов в Таджикистане. Когда так мечешься между тремя центрами сил, то трудно угадать, кто тебя первым ударит в спину…


Показательно, что незадолго до визита в Москву президент Рахмон провел в Душанбе переговоры с командующим Центрального командования Армии США Ллойдом Джеймсом Остином. Об этом подробно изложила в «Независимой газете» Виктория Панфилова.


Любопытно, что пресс-служба таджикского президента сообщила о том, что на встрече с Остином обсуждались вопросы модернизации вооруженных сил республики и укрепления афганско-таджикской границы. Хотя ни для кого не секрет, что таджикская армия вооружена старым советским вооружением, под обращение с которым обучены офицеры и солдаты. Так что при условии поставок в Таджикистан новейшего оружия со складов в Пентагоне США должны поставить туда и персонал для обучения его владению. Хватит ли у таджикских военных интеллекта для скорейшего освоения этого вооружения – сомнительно. Вопрос укрепления границ более реален, потому что США не доверяют России, которая способна через возможности своей военной базы вновь прибегнуть к переброскам из Афганистана боевиков для проведения в странах Средней Азии диверсий, как это было в 1999 и 2000 годах. Пустить «красного петуха» соседу – любимая русская забава.


Скорее всего, вопрос по вооружениям был выставлен для того, чтобы слегка шантажировать Путина перед поездкой Рахмона в Москву. Ведь еще во время саммита ОДКБ в Бишкеке таджикский президент просил своего главного спонсора ускорить поставки. Однако Путин ответил в стиле Остапа Бендера: утром деньги – вечером стулья. То есть визируйте договор по базе – и получайте новенькое вооружение.


На самом деле складывается впечатление, что визирование договора по военной базе намеренно затягивается Рахмоном в виде страховки от разных форс-мажорных ситуаций во время президентских выборов в Таджикистане. И как стреляный воробей, Рахмон отлично понимает: подпиши он договор сейчас, на выборах может победить другой кандидат, более выгодный Москве. Недаром древний народ евреи говорили: оказанная услуга уже теряет свою цену.


В свою очередь Москва посылает сигналы таджикской оппозиции. Недовольство Москвы Рахмоном было четко выражено в устах политолога


Александра Князева: «Реальная ориентация на Россию в его деятельности не прослеживается уже лет пятнадцать – практически сразу после того, как Москва помогла ему прийти к власти, установить перемирие с оппозицией и закончить гражданскую войну. Думается, российской стороне надо больше работать с таджикской оппозицией, тем более что у нее сейчас объективно больше для этого возможностей, чем у Вашингтона или Лондона. Но круг этих возможностей сужается стремительно».


Заметьте, Князев прекрасно понимает, что после выборов Рахмон с цинизмом повернется к Москве задней частью, а к Вашингтону лицом, но его тревожит не это, а возможность США и Великобритании перехватить кого-то из лидеров оппозиции. Поэтому он жестко высказывается в адрес Рахмона: «президент Рахмон, судя по всему, не понял, что многовекторность – для сильных и умных, и к его режиму это не относится».


Хорошую мину при плохой игре пытается изобразить и одна из самых одиозных «желтых» газет России «Комсомольская правда». В материале «Москва сохранит военную базу в Таджикистане» лейтмотивом проходит ключевая фраза «Эмомали Рахмон заручился поддержкой Москвы». Газета приводит итоговое заявление для прессы Путина: «Особое внимание мы уделили вступлению в силу Соглашения о продлении пребывания российской военной базы в Таджикистане. В России все необходимые процедуры выполнены, в Таджикистане – близки к завершению. Имеется общее понимание, что в ближайшее время можно приступить к реализации этого важнейшего документа».


Напомним, что «эпохальное» соглашение по военной базе подписано Рахмоном еще во время визита в Душанбе Дмитрия Медведева в бытность того президентом. Однако в Ташкенте Медведев, сразу после прилета из Душанбе, заикнулся о том, что возведение ГЭС на трансграничных реках требует согласия соседей из низовий, после чего ратификация не состоялась. Осенью прошлого года уже Путин побывал в таджикской столице, вручил Рахмону снайперскую винтовку и карточку солдата ТОФ. Непонятно, то ли он обещал пристроить его в спецназ ФСБ, то ли вернуть в ТОФ морячком, но опять СМИ России трубили о соглашении по военной базе. С той поры прошел почти год, но Путин уныло бормочет для прессы вновь о том, что финиш близок. Красота!


Более официозная «Российская газета» пытается ещё более солиднее вести свою роль при «надувании щек». Она ссылается в материале «Нефть и база» на авторитет локомотива российской политики «Газпрома». Однако вышло у автора Киры Латухиной еще хуже. Судите сами по приведенной цитате из того же Путина: «Приятно отметить, что Россия остается торгово- экономическим партнером Таджикистана – номер один. Доля РФ в торговом балансе республики – 21%. Наша страна, крупнейший инвестор в Таджикистане, лидирует по объему накопленных капиталовложений – около 1,5 млрд долларов».


Можно даже сказать, из чего складывается этот 21 процент. Из тех нефтепродуктов, что поставлялись беспошлинно Таджикистану. Стоило лишь придержать эти поставки – и объем товарооборота мгновенно упал. Ну, что еще может купить у России нищий Таджикистан? Вот и выходит, что за 20 с лишним лет существования страны там накоплено всего 1,5 миллиарда долларов капиталовложений. Не надо быть оракулом, чтобы догадаться о том, что вложения эти были в основном в Сангтудинскую ГЭС. Кстати, они с большой долей вероятности не оправдаются: Таджикистан имеет долгов за уже потребленную электроэнергию порядка 60 миллионов долларов, которые он требует списать за подписание договора по военной базе. Вот так-то…


Самую реалистичную картину нарисовала все та же «Независимая газета», выставив в заголовке фразу «Рахмон привез Путину очередные обещания». Виктория Панфилова нарочно цитирует слова не Путина, а Эмомали Рахмона по больному вопросу военной базы: «Наше отношение к этому вопросу самое серьезное, и мы решительно настроены выполнить взятые на себя обязательства. Поэтому с решением ряда взаимосвязанных с вопросом базы проблем и с возвращением с каникул парламента страны этот вопрос найдет свое решение осенью текущего года».


Вспоминаются строки из бессмертной песни Владимира Высоцкого про Ивана Дурака и Кощея Бессмертного:


Я тебя прикончу, взявши обязательство, И от этих вот неслыханных речей, Умер сам Кощей, без всякого вмешательства. Он неграмотный, несчастный был, Кощей».


Так что, госпожа Панфилова, берегите Кощея. Если в очередной раз таджикский фигляр его надует, то он может умереть от обиды.


Впрочем, Виктория Панфилова показала, что она тоже не лыком шита, пытаясь подманить Рахмона посулами насчет постройки Рогунской ГЭС. В этом стремлении она не гнушается обманом своего читателя: «Например, Россия однажды была готова вложить в экономику Таджикистана 2 млрд. долл. и получить за это 51% акций будущей Рогунской ГЭС. Душанбе согласился было, но вскоре передумал и объявил Рогунский долгострой национальным достоянием. В сухом остатке: строительство ГЭС остановлено, в Таджикистане энергокризис и безденежье».


Только доверчивый русский обыватель из глубинки может поверить в эту ерунду об отказе Таджикистана от 2 миллиардов долларов и постройки ГЭС россиянами. Москвичи, каждый день сталкивающиеся в подъездах с небритыми и немытыми трудовыми мигрантами из Таджикистана, за сотню долларов убирающими мусор, в это точно не поверят. Таджик от рубля не откажется никогда.


В материале Панфиловой есть высказывание таджикского эксперта Темура Варки о Рахмоне: «Поэтому ситуация, в которой сегодня оказался Таджикистан, сродни танцу с тремя партнерами сразу. В официальной интерпретации это называется балансом интересов ради сохранения стабильности. Но проблема в том, что от этой стабильности тысячи граждан республики бегут в другие страны, прежде всего в Россию».


Ну почему же в Россию? По соседству есть гостеприимный Китай, в Афганистан можно податься. Жалко, до США далековато, не хватит денег на авиабилеты. Вот и выходит, что пока светлейший владыка Рахмон танцует с тремя партнерами сразу в роли дамы, его народ может разбежаться, кто куда. А что поделать? Как говорят в Одессе, кто даму кормит, тот ее и танцует.


 Саиджон Баратов


Источник   –  Союз независимых журналистов



Три кавалера таджикской дамы

0 коммент.:

Отправить комментарий