В последнее время национальные СМИ Узбекистана с завидным пафосом и усердием освещают блестящие достижения в экономике страны за счет привлечения крупных инвестиций и технологического перевооружения промышленного сектора.
Ежедневно, открыв газету или включив телевизор, можно услышать известие о вводе в эксплуатацию новых предприятий, модернизации производственных мощностей, а также создании сотен новых рабочих мест.
В унисон этому, Правительство с высокой трибуны заявляет о своих успехах при реализации масштабных инвестиционных проектов, призванных улучшить благосостояние народа и, как следствие, вывести страну на новый уровень прогресса.
Однако, к сожалению, анализ заявленных и фактических итогов проводимых реформ показывает, что процесс модернизации «пробуксовывает». Наблюдается ухудшение уровня жизни населения, отток рабочей силы за рубеж, рост неплатежей, а также кризис финансово-банковской системы.
Закономерно встает вопрос – почему на фоне колоссальных зарубежных финансовых вливаний, не происходит улучшения экономики Узбекистана?
Известно, что инвестиционную деятельность страны курируют Первый заместитель Премьер-министра Азимов Р.С. и министр внешнеэкономических связей, инвестиций и торговли Ганиев Э.М.
За долгие годы пребывания на занимаемых постах, Азимов и Ганиев сумели сместить экономический вектор Узбекистана в сторону Азиатского региона, откуда по настоящее время поступают огромные кредиты под крупные инвестпроекты.
Наладили рабочие отношения с руководителями многих международных финансовых институтов, таких как Азиатский банк развития и «ЛСА», а также банковскими структурами Китая, Кореи и Японии.
В частности, только за несколько лет в рамках соответствующих договоренностей в республику привлечено более 10 млрд. долларов США для реформирования нефтегазовой, энергетической, текстильной и других отраслей.
В результате, дуэт Азимова-Ганиева поставил под свой контроль потоки иностранного капитала и добился позиционирования себя в качестве ключевых фигур, обладающих правом принятия самостоятельных решений.
При этом, весьма затруднительно ответить на вопрос о том, действует ли «тандем» исключительно во благо Узбекистана, либо пользуется имеющимися неограниченными правами и возможностями по распределению иностранных субсидий и капиталовложений для укрепления собственного материального благосостояния.
В пользу последнего свидетельствует поспешность при подготовке технической документации по инвестпроектам и проведении тендеров на выбор подрядчиков, которые зачастую бывают сопряжены с подгонкой параметров под условия конкретных иностранных компаний.
Достаточно широко известно о фактах злоупотреблений и крупных хищений в области иностранных инвестиций, вскрытых в ходе громких дел, расследуемых правоохранительными органами республики.
По оценкам независимых экспертов, вследствие высокой коррумпированности данной сферы, а также допускаемых просчетов со стороны «тандема» при проведении инвестиционной политики, происходит неэффективное управление финансовыми средствами, что, несомненно, влияет на достижение конечной цели при реализации проектов.
В частности, большинство из намеченных программ по модернизации нефтегазовой и энергетической отраслей, на сегодняшний день, находятся в состоянии «пробуксовки», а некоторые даже приостановлены.
И это несмотря на то, что основная доля инвестиций приходится именно на эти сектора: порядка 6 млрд. долларов для развития нефтегазовой отрасли и около 3 млрд. долларов для модернизации энергетического блока.
В итоге, с каждым годом падает уровень обеспечения жителей Узбекистана энергоресурсами, что выражается в постоянной нехватке газа и перебоях в электроснабжении. В обиход уже прочно вошло такое понятие как «веерное» отключение электроэнергии.
В свете этого, остро встает вопрос о том, на какие именно цели и насколько эффективно используются поступающие от экспорта узбекского газа в Россию и Китай валютные средства, суммы которых исчисляются в несколько миллиардов долларов США.
Ярким свидетельством провала в реализации инвестпроектов энергетического сектора республики является наглядный факт -Узбекистан вынужден возвращаться к таким примитивным видам энергоносителей как уголь, который во всем мире считается экологически вредным топливом.
Впрочем, это далеко не единственное, мягко говоря, «упущение». Так, с треском провалена нашумевшая в бизнес-кругах Государственная программа «Год развития и благоустройства села», в рамках которой привлечены крупные кредиты Азиатского банка развития для строительства в сельских местностях республики жилых домов по типовым проектам.
Следует отметить, что качество более чем 23 тыс. построенных домов заставляет лишь уповать на милость природы, так как они имеют многочисленные дефекты, грубое отклонение от архитектурных и технологических норм, в них по сей день не созданы социально-бытовые условия.
Но, несмотря на это и дабы оправдать свои «благие» цели, Азимовым Р. С. разработана особая схема, согласно которой представители малого и среднего бизнеса обязаны авансировать строительство около 2 домов (каждый 130 млн. сум), заключив договор с Национальным банком ВЭД. Отказ в «благотворительности» приравнивается к саботажу со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.
При таком негативном фоне, Азимов Р.С. и Ганиев Э.М. предпринимают все возможное для сохранения своих постов, докладывая о достигнутых псевдо «выдающихся достижениях узбекской экономики», умалчивая о многочисленных проблемах – росте безработицы, инфляции, снижении темпов производства, отсутствии углеводородного сырья и т.д.
Уже очевидно, что многомиллиардные зарубежные заимствования, распределяемые бессменным дуэтом Азимов-Ганиев, а также коррупционные процессы во внешнеэкономической и инвестиционной деятельности вряд ли позволят Узбекистану реально оздоровить свою экономику.
Более того, уже сегодня, ответственным лицам в Правительстве следует задуматься о путях возвращения иностранных кредитов, чтобы эта ноша не стала непосильным бременем для следующих поколений узбекского народа.
Даврон Алиев
«Минфин и МВЭСИТ - взаимовыгодный тандем»
0 коммент.:
Отправить комментарий