Лента новостей
Загрузка...

Рогунская лихорадка: деньги в песок

rahmon 1411118342 97160200 Перед наступлением зимы опять заговорили о проблемах энергетики, но немного в другом контексте. Притча во языцах – Рогунская ГЭС, которая вроде бы должна обеспечить республику электричеством, и даже с лихвой, чтобы мы энергию экспортировали. Но все это, увы, так и остается несбыточной сказкой, с советских времен на Рогуне мало что изменилось. Проект до сих пор не прошел экспертизу, нет технико-экономического обоснования, никто толком не просчитал все экологические риски, связанные со строительством, однако уже почти каждый гражданин Таджикистана имеет красивую бумажку, называемую акцией Рогунской ГЭС. Покупали их почти все, в добровольно-принудительном порядке. Но видимо, деньги, собранные у народа, уже почти все растворились в “золотых” бетонных сваях, и теперь в эту аферу века вкладываются средства, поступившие к нам из-за рубежа в качестве кредитов и траншей помощи.


В бюджете только на восстановительные работы Рогуна выделено 1 миллиард 340 миллионов сомони (или 260 тысяч долларов). Все эти средства, а также средства Фонда ОАО “Рогунская ГЭС” аккумулируются в банке “Орион”, которым управляет шурин президента Рахмона Хасан Асадуллозода. Вообще, вся эта эпопея со строительством стала очередным сверхвыгодным бизнесом для семьи Рахмона. Из средств фонда ОАО “Рогунская ГЭС” была в свое время выделена сумма контракта китайской строительной компании на поставку металлопроката и других строительных материалов на общую сумму 700 тысяч долларов. Куда пошли эти деньги и сами стройматериалы, какова сумма “отката” – этого мы не знаем, но факт, что “в песок” уходят гигантские суммы.

Сколько уже лет продолжается сыр-бор вокруг Рогуна – за это время электростанция съела столько денег, что ее окупаемость уже выглядит нереальной. Приведем цифры, которые дает Всемирный банк в своем отчете “Республика Таджикистан: Записки по вопросам государственных расходов”.


По данным ВБ, в 2008 году страна потратила на Рогунскую ГЭС 0,7% ВВП, в 2009-2012 году – в среднем 2,5% ВВП. Затем расходы были скорректированы и урезаны на 30% – и то только потому, что было принято решение все-таки провести внешнюю оценку проекта. Все эти деньги ушли, практически в прямом смысле в песок – строительство как таковое еще не начиналось, и неизвестно когда начнется. Идет невиданный доселе грабеж государства и народа. И расход денег никто не контролирует. То есть, контролирует конечно, семья Рахмона в своих интересах. На что ушли эти гигантские суммы, если строительства нет? Говорили, что часть денег ушло на покупку личных самолетов и автомобилей для семьи Рахмона. Так оно или нет, ясно одно – воруют по-черному.


Специалисты Всемирного банка убеждают чиновников одуматься и подумать не только о безопасности этого проекта, порожденного то ли очередным приступом гигантомании, то ли неумной жаждой наживы, но и состояние бюджета страны. А бюджет трещит по швам. Не хватает денег на медицину, образование, социальную сферу. На этот счет ВБ замечает, что “правительству следует тщательно подходить к рассмотрению любых крупных инвестиционных проектов, поскольку их финансирование ведет к сокращению фискального пространства для других важных расходов”. Говоря проще, фискальное пространство означает средства, которые бюджет получает в результате сбора налогов. То есть, все эти крупные проекты поглощают слишком много средств, и не хватает на самое необходимое.


Такой перекос экономики в сторону крупных, но бесполезных проектов, приводит также и к тому, что не развивается малый бизнес, промышленность, сельское хозяйство. Экономика превратилась в третьеразрядную – страна ничего не производит и живет в основном за счет того, что зарабатывают наши мигранты на чужбины. Это приводит к проблемам в финансово-банковской сфере. В докладе того же Всемирного банка “Таджикистан: Замедляющийся рост, растущие риски” отмечается, что ситуация в банковском секторе Таджикистана в последние два года ухудшилась, в связи “с проблемами управления и соблюдения пруденциальных норм”. Говоря проще, есть банки, которые находятся на особом положении (вспомним тот же “Орион”), а также имеет место не совсем честная игра с цифрами, которую ВБ корректно называет “неправильной классификацией некоторых займов”. В отчете сообщается, что “необслуживаемые кредиты (НОК) выросли с 18% в конце 2012 года до 23% в конце 2013 года и до 25% к середине 2014 года”. Необслуживаемые, если говорить простым языком, это те, по которым не платят. То есть 25% портфеля банков – это балласт. И это притом, что берется “средняя температура по больнице”. Но у государства есть “любимчики”, которые работают в тепличных условиях, проще говоря, “пилят” бюджетные деньги. У них все в шоколаде. А у тех, кто не попал в пул избранных – проблемы, которые создает сам Национальный банк Таджикистана: “Многие банки, которые сталкиваются с давлением ликвидности в связи с несовпадением сроков погашения активов и пассивов в большей степени зависят от Национального банка Таджикистана (НБТ) для получения кредитов с целью удовлетворения своих потребностей в финансировании”. Говоря проще, банки, у которых нет доступа к бюджетным средствам, и которые вынуждены выживать за счет предоставления кредитов мелким фирмам и физическим лицам, проблемы с платежеспособностью возникают часто. В итоге у банков отрицательный баланс, для покрытия дефицита приходится брать кредиты у НБТ, и дальше движение по замкнутому кругу. А для НБТ это хорошая возможность давить на банки, в то же время поддерживая заведомо неплатежеспособных, но близких “к телу”. Об этом и говорится в докладе, авторы которого выражают особую обеспокоенность вмешательством государства в решения коммерческих банков, связанные с кредитованием, филиалами и слиянием. Один из механизмов такого давления – как раз кредиты НБТ. Неплатежеспособный банк кредитовать не нужно. Ведь наша экономика не так велика, нам не нужно столько банков. Это только балласт и средство для отмывания денег. Для этого многие банки и используются, ибо многие ли из вас хранят деньги в банке?

Об этом и говорит ВБ, как всегда, сложным языком экономических терминов: “Крайне важно, чтобы правительство прекратило необоснованное вмешательство, и чтобы НБТ прекратил свою толерантность в отношении проблемных банков”.


Наивные они все-таки люди. Наших ненасытных правителей ничем не проймешь. Похоже, им разум и душу затмила жажда денег, которую они все никак не могут утолить. Единственное что их может действительно образумить – если нашей стране перестанут выделять кредиты. Может хоть это поможет нам выздороветь от “рогунской лихорадки”.

Это по аналогии с золотой лихорадкой в Америке, которая была в начале ХХ века. Тогда вокруг золота раздувался нездоровый ажиотаж, который многим стоил жизни. Но там золото досталось хотя бы кому-то. А у нас деньги уходят в прямом смысле “в песок”. Хотя для Рахмона и его приближенных эта великая стройка стала поистине золотой жилой.


Источник - ЦентрАзия



Рогунская лихорадка: деньги в песок

0 коммент.:

Отправить комментарий