Лента новостей
Загрузка...

Таджикистан: остров невезения

td-00001-29122014Пожалуй, мало найдется людей, кому бы была неизвестна песня из кинофильма “Бриллиантовая рука” – “Остров невезения”. Речь в ней идет о жителях острова, у которых никак не идут никакие дела. Анализируя новейшую историю Таджикистана, невольно сравниваешь героев этой песни с населением республики. Их невезение заключается только в одном – недееспособном и слабом со всех точек зрения политическом руководстве. Не повезло таджикам с лидером, вот и не идут у них никакие дела.


У страны сегодня целая прорва проблем по всем направлениям. За более чем 20-летнюю историю независимого развития республики ее несменяемое руководство довело страну до ручки. Согласитесь, находиться два десятилетия на пороге голода и социальной неустроенности – такое мало в каком государстве встретишь.

Известно, что одним из важнейших направлений в обеспечении продуктовой безопасности является развитый аграрный сектор со всеми его составляющими. Что же мы видим сегодня в этом секторе таджикской экономики? Полный застой, который к тому же переходит в разруху, когда Рахмон и его компания создают идеальные условия для банкротства тех немногих производителей сельхозпродукции, кто научился выживать в чудовищных условиях.


В то же время власти путем манипуляций с отчетностью регулярно стараются продемонстрировать населению, что не все так плохо. Более того, они еще имеют наглость предлагать псевдоспасительные меры, которые в среднесрочной перспективе, якобы, выведут дела на более позитивную орбиту развития.


О хаосе, царящем сегодня в этой отрасли, свидетельствует хотя бы такой пример. В прошлом году в республике, согласно официальным данным, было выращено более миллиона тонн картофеля. Но уже в весной “второй хлеб” по непонятным причинам подорожал на 30%. Позже Минсельхоз Таджикистана дал разъяснение, что, дескать, картошки было достаточно, чтобы продержаться до следующего урожая, но почти половина урожая сгнила из-за некачественного хранения. И ни слова о приписках и подложных рапортах о сдаче необходимого количества сельхозпродукции. Опять во всем виноват остался производитель. Мол, вырастил, да сохранить не смог. А что сделало для этого государство? Ответ прост. На самом верху довольствовались только ложными донесениями региональных князьков, которые страсть как боятся потерять свое место. Никому и в голову не пришло: чтобы сохранить десять тонн картошки, нужны оборудованные хранилища. Не говоря уже о миллионе тонн.

А уже осенью этого года министр сельского хозяйства Косими Рахбари жаловался на слушаниях в парламенте страны: “Если минфин не выделит средства для закупки семян картофеля из Белоруссии, в следующем году Таджикистан столкнется с дефицитом “второго хлеба” и не избежит резкого повышения цен на этот продукт”. Попутно выясняется, что для обеспечения собственным картофелем, республика должна регулярно завозить из-за границы 200-300 тонн семенных клубней. Даже, если учитывать лживые рапорта, получается, что республике и миллиона тонн не хватит. Где же результаты динамичного развития, о которых постоянно говорят с высоких трибун таджикские чиновники?


За последние четверть века в Таджикистане катастрофически (другие характеристики эксперты предпочитают не упоминать) снизились объемы производства основных видов сельхозпродукции. Как говорится, пришла беда – отворяй ворота. Застой наблюдается как в растениеводстве, так и животноводстве. Официальная же пропаганда продолжает упорно заверять, что отечественное аграрное производство вернулось на уровень 1990 года. Но чем же здесь хвастать? Получается, что республика протопталась двадцать с лишним лет на одном месте. Между тем никто из функционеров не говорит о том, что за это время население страны выросло с 5 до 8 миллионов человек. Получается, три миллиона прибавилось, а Рахмон все еще живет категориями 90-х?


В то время как официальная статистика уверяет в приросте продукции отечественного агропрома, эксперты отмечают, что из годовой нормы потребления мяса – 58 кг на душу населения – собственные ресурсы Таджикистана способны обеспечить лишь 10 кг. И такая бедственная ситуация на протяжении всех лет наблюдается по всем ключевым продуктам питания. Дело дошло до того, что в 2014 году экспорт пшеницы в республику достиг рекордных 700 тысяч, а муки – 360 тысяч тонн. Что и говорить, даже хлопок таджики разучились выращивать – снижение объемов производства “белого золота” наблюдается по всей республике. Власти же предпочитают этот факт позорно и бесстыдно игнорировать.

Правоту экспертов вынужден был признать даже сам Э.Рахмон, подтвердивший сохранение угроз продовольственной безопасности страны. Лишь после того, как “Его величество” обозначил проблему, Минсельхоз отреагировал и предоставил обществу программу реформирования сельского хозяйства на период до 2020 года. Но и здесь получается, что гора родила мышь. И в этом документе нет ничего дельного кроме напускной бравады. Горе-разработчики этой программы абсолютно “не стали замечать” ошибок прошлого. Фактически речь идет о продолжении линии, которая с середины 90-х и до нулевых угробила агросектор республики и теперь не оставляет сомнений, что процесс деградации отрасли будет продолжен.


Нет смысла подробно останавливаться на всех аспектах вредительской программы, главным приоритетом которой станет укрепление позиций частного сектора в сельской местности. А ведь то же самое было в середине 90-х, когда началась непродуманная и неподготовленная реформа на селе и на место крупных хозяйств пришли тысячи частных фермерских подворий. Раздробление земель повлекло за собой деградацию производства. Большинство фермерских хозяйств, как тогда, так и сейчас не располагает необходимыми ресурсами для производства сельхозпродукции в промышленных масштабах. Нет ни четкой политики в части мелиорации, обеспечения техникой, минеральными удобрениями, семенным фондом и т.д. Почти двадцать лет назад результатом этого вредительства республиканского уровня стали банкротства многих сельхозпроизводителей и резкое снижение доли товарного производства. Тем не менее, сегодня решено практику деления и перераспределения земель продолжить.


Государство полностью самоустраняется от забот села. Логика чиновников проста: на дворе рынок, хотите работать на земле, идите в банки и берите кредиты. Видимо, по их мнению, должна появиться некая “невидимая рука”, которая сама все расставит по местам, решит актуальные вопросы с распределением земель, проблемы ирригации, создаст структуры по материально-техническому снабжению и сервисному обслуживанию сельхозпроизводителей и т.п.


На деле же, уверены, получится совсем по-другому. Да, появится невидимая рука. Но это будет все та же рука, которая до сих пор хоть как-то питает экономику Таджикистана – российские наниматели гастарбайтеров. Поэтому, по всей видимости, одним из “эффективных” результатов этой программы станет очередное пополнение рядов незаконных мигрантов, которые еще более увеличат 2-миллионную армию “кормильцев”, зарабатывающих на российских “нивах”.


Хилватшо Савридинзода


Источник - ЦентрАзия



Таджикистан: остров невезения

0 коммент.:

Отправить комментарий