Лента новостей
Загрузка...

Казахстан запретил ввоз ГСМ из России

kz-4905912-azsВопреки нормам Евразийского экономического союза Казахстан ограничил на 45 дней ввоз некоторых видов моторного топлива из России. Дешевые бензин и дизтопливо заполнили казахстанские хранилища еще с начала года. Это выгодно населению, но опасно для местных переработчиков. Основные поставщики моторного топлива в Казахстан «Башнефть» и «Газпром нефть» от этого испытают лишь временные неудобства.


Минэнерго Казахстана издало приказ о временном ограничении ввоза из России легких дистиллятов (бензин АИ 92) и дизельного топлива.  Запрет вводится с целью регулирования внутреннего рынка ГСМ ввиду наплыва дешевого топлива из России.


Как передаёт kapital.kz, данный запрет вводится в целях «обеспечения энергетической безопасности, связанной с возможностью остановки крупнейших нефтеперерабатывающих заводов из-за имеющегося профицита нефтепродуктов завозимых из РФ».


О затоваривании нефтебаз российскими нефтепродуктами казахстанские власти начали говорить с начала года. Они существенно подешевели ввиду девальвации рубля. Минэнерго Казахстана и руководство национальной нефтегазовой компании «КазМунайГаз» не раз выражало обеспокоенность, что поток дешевого бензина из РФ может привести к остановке нефтеперерабатывающих заводов в Казахстане. Власти стали готовить население к мысли о прекращении импорта дешевого ГСМ из России еще в январе.


Тогда министр энергетики Владимир Школьник убеждал депутатов понять интересы отечественных производителей, которые впрочем идут вразрез с потребительскими: «Вы знаете, что в декабре мы дважды понижали цену на бензин марки АИ-92 и дизельное топливо, — сказал Школьник. — Сейчас полностью заполнены дизельным топливом почти 350 тыс. тонн и бензином марки АИ-92 все хранилища в стране…. Мы сталкиваемся с двумя проблемами. Если дешевый бензин, а сейчас бензин дешевый в РФ, а у нас он чуть дороже, хлынет сюда, то это хорошо. Сейчас это уже идет, но это может вызвать остановку наших заводов, потерю рабочих мест».


Еще тогда Минэнерго Казахстана начало переговоры с российскими коллегами о необходимости «балансировки ситуации». По восточной традиции, перед переговорами даже подали сигнал, прекратив поставки угля российским ТЭЦ ввиду неопределенности курса рубля. По словам казахстанских властей, договаривались так, «чтобы, с одной стороны, не остановить наши заводы, с другой стороны, обеспечить достаточное количество дешевого бензина». Но судя по всему, договориться пока не удалось.


В Казахстан ГСМ поставляют в основном с заводов Башнефти и «Газпром нефти» (Омский НПЗ).


«Еще в начале года наши НПЗ стали заметно больше продавать нефтепродуктов в Казахстан, — пояснил «Эксперт Online» директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. —  Девальвация усилила этот эффект, и не случайно Казахстан поднял именно эту тему в первую очередь. Но не думаю, что наши компании что-то сильно потеряют: для них это временное неудобство, те же объемы легко возьмут соседние российские регионы, хотя спекулятивно это может у трейдеров на время сбить оптовую цену».


По данным Минэнерго, Казахстан и Россия согласовали на текущий год возможность беспошлинной поставки в республику 1,1 миллиона тонн бензина и 760 тысяч тонн дизельного топлива. В прошлом году Россия продала в Казахстан около 1,3 миллиона тонн нефтепродуктов, в этом можно ожидать около 2-х или больше.


Между тем Казахстанская топливная ассоциация (КТА) выступила против ограничения поставок российских ГСМ. Ее председатель Болат Ауетаев заявил Total.kz, что подобные меры вынудят предпринимателей закупать невостребованное и дорогое казахстанское топливо, что нанесет серьезный удар по малому и среднему бизнесу в розничной сети АЗС.


«Ограничение приведет к дестабилизации рынка ГСМ, так как казахстанский рынок нефтепродуктов на 40% зависит от импортных поставок. Скорей всего, повысятся оптовые закупочные цены на отечественные нефтепродукты. Запрет на ввоз более дешевых российских нефтепродуктов усугубит положение на рынке», — отмечает Болат Ауетаев в обращении к правительству страны.


По его словам, подавляющему большинству розничных реализаторов АЗС удавалось избежать банкротства во многом благодаря тому, что бензин российского производства на 10 % дешевле отечественного.


Подобное ограничение не прописано в договоре о Таможенном союзе и тем более, в соглашениях по Евразийскому экономическому союзу, которые вступили в силу с начала года.


«Во всех документах о союзном государстве нет ни слова о том, что девальвация в одном из союзных государств послужила бы поводом для введения ограничений внутренней торговли, — пояснил «Эксперт Online» директор Центра исследований международной торговли  РАНХиГС Александр Кнобель. – Даже на уровне ВТО такую необходимость трудно обосновать, не говоря о внутрисоюзных государствах – такого в мире нигде не практикуется. А сейчас, когда создан Евразийский экономический союз, это тем более невозможно. И было бы странно, если бы Россия добровольно ограничила экспорт товаров – зачем тогда создавали союзы?»


Впрочем, союзный договор предполагает временные секторальные обмены ограничениями. Возможно, именно на это и рассчитывает казахстанская сторона с правовой точки зрения. Во всяком случае ранее министр нефти и газа республики Сауат Мынбаев намекал, что цены, по которым Казахстан поставляет нефть в Россию, ниже, чем стоимость поставок в дальнее зарубежье.


Источник  —  expert.ru



Казахстан запретил ввоз ГСМ из России

0 коммент.:

Отправить комментарий