Лента новостей
Загрузка...

Почему казахские еврозайцы пугаются медведя?

kz-88d550acf3cb1b66ce5По истечению первого месяца пребывания Казахстана в составе ЕАЭС с Россией и Беларусью внезапно возникли разговоры о том, что Казахстан всерьез обсуждает запрет или ограничения поставок из РФ по ряду предметов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Это связано с тем, что казахские производители не могут конкурировать по ценам с российскими, и возникла проблема защиты рынка. Однако не слишком ли поздно спохватился Казахстан? Ведь недаром говорится, что снявши голову — по волосам не плачут…


Собственно говоря, восстановлением таможенных барьеров на границе с Россией первыми занялись власти Беларуси, когда наткнулись на препоны в поставках своего молока и мяса потребителям в России. СМИ России быстро объяснили этот маневр президента Беларуси Александра Лукашенко его желанием выторговать новые преференции для своей страны.


Казахстан тоже недоволен тем, что его товарам ставятся преграды в его пути на рынки России, несмотря на официально декларируемое отсутствие таможенных и прочих барьеров. Об этом говорил и президент Назарбаев, он только оговаривал это якобы невысоким качеством продукции своей страны.


Вот как оцениваются проблемы Казахстана с Россией в профильном издании «Коммерсант», в материале «Эмбарго по-казахски», написанном коллективом из шести авторов: Анной Зибровой, Олегом Трутневым, Яной Циноевой, Кириллом Мельниковым, Сергеем Строканем и Александром Константиновым.


«Борзая шестерка» обозначила группу товаров, на которые Казахстан в ближайшем будущем намерен установить ограничения: нефтепродукты, автомобили, металл, курятина, мука, соки и кондитерские изделия. В декабре мы наблюдали, как жители приграничных районов Казахстана бросились на соседние территории России для массовой скупки внезапно подешевевших автомобилей, оргтехники и прочей продукции.


А теперь Казахстан выносит на заседание Евразийской экономической комиссии вопрос о введении запрета или хотя бы ограничений на поставку нефтепродуктов, автомобилей и аккумуляторов для них, строительной арматуры, кабельно-проводниковой продукции, стеклотары, мяса и яиц курицы, макаронных и кондитерских изделий, муки и соков из России. Мол, это связано с угрозой внутреннему рынку Казахстана из-за девальвации рубля (по отношению к тенге — на 47%). В Минсельхозе РФ редакции сказали, что переговоры идут уже неделю, но россияне не находят резона в этих обоснованиях для введения ограничений. Естественно, медведь сразу стал туговат на ухо, когда казахские «еврозайцы» пожаловались на то, что им топтыгин оттоптал лапки.


Более всего пострадали от «медвежьих объятий» казахские нефтяники, ведь из-за девальвации рубля стоимость российской продукции оказалась на 30 процентов ниже. Увеличили объемы Уфимский НПЗ «Башнефти», Орский НПЗ «Русснефти» и «Газпром нефтехим Салават», причем представители властей невинно разводят руками: «Мы объясняем, что поставляют компании, а не Россия, повлиять напрямую мы на них не можем». Вот и весь сказ, вот тебе бабушка и юрьев день! Похожая ситуация с автомобилями, ведь в Казахстане есть сборочные цехи Skoda, Chevrolet, SsangYong и Iveco, Toyota Fortuner. Куда им деваться от наплыва из России?


Шестерка авторов не ищет ответы на эти неудобные вопросы, вместо этого они напоминают о том, что «Астана опасается, что в той или иной ситуации Москва может попытаться разыграть в бывшей среднеазиатской республике со значительной частью русскоязычного населения «восточно- украинский сценарий». Кроме того, Казахстан активно дает понять, что развитие евразийских интеграционных проектов с Москвой не должно идти в ущерб политическому суверенитету страны». Выходит, не зря опасается? В комментариях к этой статье пользователи недобро шутят: Россия атакует только во время Олимпийских игр. Тонко подмечено: в 2008 году отхватили у Грузии Южную Осетию, после Олимпиады в Сочи Украина осталась без Крыма. Казахстану милостиво дали зазор до 2018 года, когда Россия примет у себя чемпионат мира по футболу.


Впрочем, в Казахстане не тешат себя иллюзиями. На одном казахском сайте прошел материал Марата Асипова «Мы задохнемся в дружеских объятиях», посвященный дискуссии по теме: «Перспективы ЕАС и результаты ТС для Казахстана: где мы сейчас?» Выводы автора неутешительны.


Список обид автора внушителен: «Россияне выставляют всевозможные бюрократические рогатки, кошмарят наших сельхозпроизводителей, не подпускают казахский бизнес к госзакупкам, словно забыв о нашем партнерстве, устраивают таможенные барьеры под предлогом борьбы с контрабандой продуктов, вошедших в санкционный список. Ну и самое главное — почти двукратная девальвация рубля, проводимая без согласования с партнерами по ТС, значительно ухудшает самочувствие казахстанской экономики».


Казахский бизнесмен Раимбек Баталов горько признается: «Будет ли надстрановой орган учитывать интересы всех сторон? Вот это большой вопрос! Пока это серьезная проблема. Мы, откровенно говоря, профукали базовые условия и люди, которые в России отвечали за то, по какому составу в процентном отношении будет формироваться комиссия, получили ордена…» В ответ ему откровенно говорят комментаторы в Интернете: мол, это своего рода дань России за обеспечение суверенитета Казахстана, иначе бы богатый нефтью и газом Казахстан «порвали бы» большие страны.


После завершения визита Владимира Путина в Египет тема экономики с Казахстаном стала уже предметом выступления в «Независимой газете»


Алины Тереховой со статьей «Астана обещает ввести квоты для российского экспорта». Дескать, переговорам Владимира Путина о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Египтом, Индией или Израилем могут помешать интересы Минска и Астаны — партнеров РФ по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). Экономика Белоруссии пострадает практически при любом варианте расширения ЗСТ, считают эксперты. А Казахстан может потерять от режима свободной торговли с Египтом, о котором уже договорились президенты России и Египта.


Как говорится, хорошо быть добрым за счет партнеров по ЕАЭС. Пока Казахстан робко пытается отстаивать свои интересы: «Казахстану потребуется до двух недель, чтобы решить с Россией вопросы взаимной торговли, сообщил вчера министр национальной экономики Казахстана Ерболат Досаев. Речь может идти о добровольном с российской стороны лицензировании или квотировании некоторых товаров, уточнил он. «У нас созданы три рабочие группы: по сельскому хозяйству, машиностроению и по остальным сферам, которые входят в пакет интересов Казахстана», — передает слова министра Интерфакс».


В докладе заведующего лабораторией международной торговли Института Гайдара Александра Кнобеля, посвященном перспективам ЕАЭС, приведены точные данные по Беларуси: «В случае создания ЗСТ с Индией потери Белоруссии составят 8 млн долл., с Новой Зеландией — 4 млн долл., с Кореей — 25 млн долл.». В этой связи вспоминаются недоуменные вопросы к Путину от индийских бизнесменов во время визита в Дели: почему у нас с вами есть зона свободной торговли, а Казахстан не открывает нам рынки?


По этому поводу есть выражение хитрого дельца с картавым говором в обращении с русским братом: «Твой дом — мой дом, мой дом — твой дом, твоя еда — моя еда, моя еда — твоя еда, твои деньги — мои деньги, но мои деньги — мои деньги». Может, сложно доходит, но доходит до казахских тугодумов, что эта формула может стать для них актуальной очень даже скоро…


На пресс-конференции Путина в декабре прошлого года президент РФ сетовал на то, что злобные европейцы хотят посадить на цепь медведя. А вот казахские «еврозайцы» не о том печалятся, они боятся, что топтыгин оттоптал им все лапки. Но что поделать, дружить с косолапым лучше на дистанции…


Дмитрий Назиров


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Почему казахские еврозайцы пугаются медведя?

0 коммент.:

Отправить комментарий