Новшество в таджикской армии — создание специального сельскохозяйственного батальона. Циников везде хватает, но чтобы так откровенно демонстрировать истинную цель солдат-срочников — это, наверное, верх всякого беспредела и неуважения к собственной армии.
Наверно кто-то решил официально «навариться» на бесплатном труде молодых здоровых и работающих за еду парней. Для системы правления Эмомали Рахмона это в порядке вещей. То ли еще будет. Хотя нововведение и маскируется под красивыми лозунгами — будут солдаты бороться против вредителей сельхозкультур, да еще и дипломы агрономов получат.
Сегодня дипломированные таджикские специалисты, учившиеся по нескольку лет, имеющие опыт работы в аграрном секторе дают задний ход при виде проблем существующих в отрасли. Интересно посмотреть, как могут обычные сельские парни, в одночасье стать профессиональными агрономами и решить то, перед чем спасовали более опытные коллеги.
А пасовать есть перед чем. Например, перед деградацией и опустыниванием земель в Таджикистане. Сегодня эта напасть обрела в стране масштабный характер «благодаря» засолению, заболачиванию, бесконтрольно-интенсивному выпасу скота, ирригационной эрозии, вырубке лесов и другим антропогенным факторам. Огромные земельные территории страны охвачены деградацией из-за неправильного орошения и засоления земель, их чрезмерной эксплуатации, и промышленного загрязнения.
Сколько бы не утверждали, что Таджикистан промышленная страна, таковой она не является. Большая часть населения, особенно в сельской местности живут за счет огородов и домашнего хозяйства.
Весьма часто международные специалисты говорят о нерациональном использовании пастбищ, что нужно развивать сотрудничество в деле устойчивого управления пастбищными угодьями. Однако из-за отсутствия пастбищного оборота, на территории всех зимних и летних пастбищ наблюдаются тенденции деградации земель. При этом значительно сокращается их природная продуктивность.
Всю жизнь горные экосистемы Таджикистана пополняли состав видового разнообразия центральноазиатского региона, стояли на пути деградации земель. Но сегодня именно они из-за интенсивного освоения ресурсов подвержены процессам деградации.
Также в стране усиливаются опасные формы эрозии и деградации земель — процессы овраго и оползнеобразования. В итоге отмечается существенное снижение биологической и экономической продуктивности пахотных земель и пастбищ. Десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий стали непригодными для использования.
Таджикистан не раз поднимал вопрос о повсеместной деградации земель, призывал на помощь международных доноров, чтобы решить данную проблему. Те охотно, выделяли деньги. Но, как принято, средства не доходят до адресата и разворовываются чиновниками. Иначе Таджикистан хотя бы частично смог бы решить проблему уничтожения собственных земель.
Скорее всего, создав «спецсельскохоз-батальон», таджикские власти решили «убить двух зайцев одним выстрелом» — получить деньги международных организаций и сделать всю работу руками солдат-срочников, готовых работать за еду.
Вместе с тем проблема деградации земель с каждым годом становится все актуальнее и острее. Под угрозой существования и нормального жизнеобеспечения оказывается большая часть населения страны, которая живет за счет натурального хозяйства. Скоро голод библейского масштаба может стать вполне реальным в Таджикистане. И солдатам из «спецсельхоз-батальона» не решить эту проблему, тем более накормить таджикский народ.
Геннадий Шестаков
Источник — ЦентрАзия
0 коммент.:
Отправить комментарий