В конце мая на востоке Таджикистана произошло землетрясение магнитудой 5,5, которое нанесло существенный ущерб жилым и социальным объектам в ряде селений, находящихся в районе эпицентра. К счастью подземные толчки не нанесли вреда строящейся Рогунской ГЭС, но данное природное бедствие, на мой взгляд, серьезный сигнал для всех нас, особенно для властей Таджикистана.
Так почему же находящиеся у власти люди, вместо того, чтобы сделать соответствующие выводы и дополнительно изучить данный вопрос, все же продолжают строительство ГЭС? К тому же не за свои средства. Строительство крупнейшего объекта в истории независимого Таджикистана запомнится многим поколениям таджиков как наносивший неисправимый удар не только по экономике нашей страны, но и ставшей ахиллесовой пятой во взаимоотношениях с соседними странами региона.
Все знают, что в случае чуть более сильного землетрясения, чем 21 мая, водосток Рогунской ГЭС за несколько минут смоет дома миллионов жителей стран Центральной Азии и в первую очередь Таджикистана.
На вопрос насколько действительно нужна Рогунская ГЭС, власти отвечают тем, что с вводом в эксплуатацию гидроэлектростанции, население будет бесперебойно обеспечиваться электричеством. Кроме того, ГЭС обеспечит энергетическую независимость Таджикистана и позволит в какой-то мере стабилизировать национальную экономику. Но проблема в том, что первоочередным вопросом для реализации этих планов является финансирование, о котором уже много лет рассуждают ученые, экономисты и политологи.
По мнению экспертов есть ряд вариантов завершения строительства.
Первое – самофинансирование, подразумевает, что требования по капиталу будут полностью финансироваться за счет собственных средств Таджикистана. Если госбюджетом на строительство Рогуна выделяется более полутора миллиардов в год, а продолжаться строительство, по прогнозу Всемирного Банка, будет не менее 14 лет, то мысль о потенциальной возможности самостоятельного завершения строительства кажется реалистичной. Между тем, по мнению специалистов Всемирного банка, «ассигнования правительства на Рогун выделяются за счет сокращения других капитальных расходов. Правительству следует тщательно подходить к рассмотрению любых крупных проектов, поскольку их финансирование ведет к сокращению фискального пространства для других важных расходов».
Второй — льготный кредит, предполагает, что некое дружественное государство, имеющее стратегический интерес в проекте и готовое предоставить льготные условия займа. Здесь предполагается максимальное количество преференциального долга при условии ограничения: около 10% от общего внешнего финансирования должно являться собственным капиталом правительства Таджикистана.
Еще в 2007 г. президент Таджикистана Э.Рахмон заявил о создании международного консорциума инвесторов и финансирующих сторон для строительства в стране гидроэнергетических объектов, который возглавит Всемирный банк. Письма с предложениями вступить в консорциум были направлены Казахстану, Узбекистану и Киргизии. Увы, на этот призыв никто до сих пор не откликнулся.
Вариант третий — помощь международных банков, предусматривает заем у многосторонних агентств (международные финансовые институты) и коммерческих кредиторов. Структура финансирования предполагает получение максимального количества многосторонних и коммерческих кредитов при условии ограничения: уровень долга будет не более 90% от общего объема внешнего финансирования. Отметим, что коммерческий кредит может быть использован только для оплаты стоимости электромеханического оборудования и не может быть израсходован на иные капитальные затраты.
Вариант четвертый — выпуск облигаций. Как вы понимаете, это уже крах экономики, поскольку сложно будет предложить облигации рядовому населению Таджикистана. Через это мы уже проходили и понимаем нереальность сбора суммы порядка 3 млрд сомони ежегодно. Между тем специалисты ВБ предупреждают, что этот вариант чреват такими последствиями как рост бедности, серьезное падение внутреннего потребления, значительное снижение доходов населения.
Вопрос еще более осложняется необходимостью переселения около 45 тысяч человек из порядка 77 затопляемых сельских поселений выше плотины Рогунской ГЭС. Эти населенные пункты создавались трудом ряда поколений, однако общенациональные потребности в электроэнергии вынуждают власти провести переселение. Как будет решена эта проблема, покажет время.
Словом, нашу страну ждут нелегкие времена. Каким образом вывести страну из трудного положения? Для этого властям Таджикистана предстоит многое сделать и принять серьезные решения исходя из выводов и рекомендаций консультантов и международных экспертов. Их советы основываются на профессиональном анализе и мировом опыте, подходы профессиональны и объективны. Выводы и рекомендации хорошо продуманны, всем нам необходимо признать эти выводы.
К тому же власти должны понять, что, по меньшей мере, жизнь около половины населения Узбекистана и Туркменистана зависят от источников воды, собираемой в горах Таджикистан. Для них вода не товар, а источник жизни. Тезис «вода — это жизнь» особенно справедлив для территории соседних стран.
Я считаю неправильным оставлять соседние страны без источника жизни и развязывать гидрологические войны. Необходимость регионального сотрудничества в области водных ресурсов очевидна, это неотъемлемое условие для поддержания стабильности в регионе, которое требует политической воли к взаимодействию, чего до сих пор нет. Вместо этого царит атмосфера взаимного недоверия, излишне буквальное толкование национальных интересов, в особенности в области водных ресурсов, что препятствует созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества в регионе.
Для решения проблем водного сектора региона необходимы не только политическая воля, но также и переосмысление национальных интересов, отказ от прежних негативных стереотипов, пересмотр представлений о безопасности водных ресурсов. Соседние страны не должны видит угрозу своей безопасности в развитии гидроэнергетики, ключевом элементе стратегии развития РТ по преодолению острой нехватки электроэнергии в зимний период.
Хотелось бы отметить, что в истории национальных государственностей источником власти всегда являлся народ. В данном случае власти Таджикистана вместо того, чтобы принимать конкретные меры по стабилизации экономики нашей страны, поднятию уровня жизни населения, работать во имя благополучия народа, совершают ошибочный поступок, о котором будут жалеть уже наши внуки. Вместо того, чтобы идти на поводу своих амбиций, наши власти должны решить, что им действительно важно: таджикский народ или Рогунская ГЭС.
Наим Додожонов
Источник — ЦентрАзия
0 коммент.:
Отправить комментарий