Конечно, киргизы не могли пройти мимо юбилеев двух государственных переворотов, которые здесь принято называть революциями. Комментариев по этому поводу было предостаточно. Но об одном событии, по сути большой трагедии произошедшей после последнего государственного переворота здесь предпочитают молчать. Речь о кровавом межнациональном конфликте, разразившемся пять лет назад на юге республики, и унесшем, по меньшей мере, около 500 человеческих жизней.
То, что о той драме предпочитают ничего не говорить понятно. Ведь тогда бы пришлось вспоминать результаты международного расследования этой трагедии. Пришлось бы вновь констатировать, что многие из тех личностей, что ныне находятся на вершине киргизского политического олимпа, непосредственного причастны к разжиганию межнационального конфликта и своими провокационными действиями способствовали тому, чтобы он вылился в кровавую драму. В самой республике тем событиям объективной оценки не давалось, как и не были выявлены истинные виновники трагедии, а результаты международного расследования были тихо убраны под сукно. В этой связи не стоит удивляться, почему головешки очередного межнационального конфликта продолжают тлеть и власти не дают им угаснуть. Можно сказать, что именно при нынешней власти резко обострились отношения между киргизами и таджиками, вылившимися в открытые локальные конфликты в приграничной зоне и в местах компактного проживания таджиков на территории Киргизии. Но главным объектом искусственно поддерживаемой межнациональной неприязни и преследования остается многочисленная узбекская диаспора.
После последнего государственного переворота пятилетней давности узбекская диаспора лишилась своих легитимных структур, которые бы представляли ее интересы во властных коридорах. Лицам узбекской национальности практически не приходится надеется на справедливую защиту своих законных интересов и прав в судах, если оппонентом выступает киргиз. Обращаться узбеку за защитой в правоохранительные органы равносильно тому, чтобы собственноручно подать на себя «заказ» и стать объектом вымогательства и шантажа. Идет наступление на узбеков и на «культурном фронте», где тихой сапой зажимаются и доводятся до закрытия учебные и культурные учреждения, в которых принято говорить и общаться на узбекском языке.
В этих условиях единственным местом, куда узбеки могут обратиться за защитой от произвола государственной машины остаются правозащитные организации. В республике счет неправительственным организациям идет на сотни. Но лишь единицы из них готовы связываться с «узбекским делом».
Среди них правозащитная группа «Бир Дуйно», которая не скрывает, что сотрудничает и поддерживает связи с рядом правительств западных государств. Эта группа известна своей работой, вызывающей раздражение местных спецслужб, в частности, деятельностью по устранению последствий произошедших в 2010 году межэтнических столкновений, в рамках которых непропорционально больше пострадала узбекская община в городе Ош. «Бир Дуйно» взялась за ряд уголовных дел, в том числе дело, в рамках которого сотрудники ГКНБ Киргизии обвиняются в вымогательстве на десятки тысяч долларов у предпринимателя узбекской национальности.
Кроме того, «Бир Дуйно» занимается защитой популярного узбекского имама, обвиненного в экстремизме после того, как он сказал своим последователям, что правоохранители, под видом деятельности, называемой борьбой с терроризмом, вымогают деньги у верующих. Организация также является главным инициатором требований освободить Азимжана Аскарова, узбекского правозащитника, известного разоблачением совершаемых милицией злоупотреблений. Аскарова арестовали после межэтнических столкновений в июне 2010 года по обвинениям в убийстве и приговорили к длительному тюремному заключению в рамках судебного процесса, который, проходил со множеством нарушений процессуальных норм.
Как и следовало ожидать, в один прекрасный день у местных гэбистов терпение лопнуло, и они перешли в открытую атаку, проведя обыски в офисе правозащитной организации и домах двух ее юристов. «Имеются ли у нас нечистые на руку сотрудники сил безопасности, пользующиеся межэтнической ситуацией и ситуацией с религиозным экстремизмом, чтобы заработать денег? Я разделяю данное подозрение, — заявила депутат парламента Айнур Алтыбаева, которую не пустили в офис «Бир Дуйно» во время обыска.
Чем заканчиваются подобные наезды, догадаться несложно, и нет уверенности, что правозащитники выдержат пресс всесильной службы.
Усенали Кубаев
Источник — ЦентрАзия
0 коммент.:
Отправить комментарий