Лента новостей
Загрузка...

Как Назарбаев брату горы подарил

«Пусть Назарбаев скажет, кто и сколько имеет сегодня в аренде и собственности земли», - предлагает бывший аким Алматы и министр ЧС Виктор Храпунов. По его мнению, этот список станет шоком для казахстанцев. В интервью «Республике» он назвал имена главных латифундистов и рассказал о неизвестных раньше обществу фактах.

События в Актобе отвлекли казахстанцев от темы аренды и продажи земли. Теперь власти легко могут, воспользовавшись ситуацией, втихаря провести в жизнь решения, вызвавшие волну протестов. Тем более что мина под земельный вопрос, по словам Виктора Храпунова, живущего сегодня в эмиграции в Швейцарии, была заложена с самых первых дней независимости страны.

- Виктор Вячеславович, увидел Ваш пост в «Фейсбуке», где Вы пишете о пропаже земли. Можете объяснить подробнее, что Вы имели в виду?

- В своем посте в социальной сети я обратил внимание на распространенную Службой центральных коммуникаций при Президенте РК информацию, в которой был дан расклад, сколько земли Казахстана находится в аренде у иностранцев. В этой информации меня удивило не то, сколько земли находится в аренде у иностранцев, а значительное уменьшение территории Казахстана.

Так, там сказано, что земельный фонд Республики Казахстан составляют земли сельхозназначения — 100,8 млн га, земли запаса — 100,1 млн га, земли населенных пунктов — 23,8 млн га, земли промышленности, связи, обороны и иного назначения — 2,8 млн га, особо охраняемые природные территории — 6,6 млн га, земли лесного фонда 4,1 млн га. Всего вышло 261,1 миллиона гектаров, что соответствует 2 611 000 квадратных километров. (1 кв. км равен 100 га земли).

Обращаюсь к Википедии. Там говорится, что территория Казахстана составляет 2 724 902 млн кв. километров. Видите разницу?

То есть разница между площадью территории страны, указанной в информации Службы центральных коммуникаций при Президенте РК, и площадью, указанной в Википедии, составляет 113 902 кв. километров. Получается, что территория Казахстана уменьшилась на 113,9 тысяч кв. километров.

Для сравнения: площадь территории Швейцарии составляет 41,3 тысяч кв. километров. То есть исчезнувшая площадь территории Республики Казахстан эквивалентна 2,78 территориям такого государства, как Швейцария. Отсюда вопрос, куда и кому ушла казахстанская земля?

- Это как раз тот самый вопрос, который волнует население. Многие казахстанцы так и не могут получить обещанные президентом десять соток. А фермеры жалуются на нехватку земель сельскохозяйственного назначения, мол, их все разобрали латифундисты. Вы знаете, кто они?

- Имена латифундистов ни для кого не секрет. Но главным в этом списке я бы назвал близкого родственника президента — его брата Болата Назарбаева. В связи с этим вспоминаю одну историю.

Как-то Булат Назарбаев позвонил мне и пригласил меня в Ушконыр. Вы знаете, что такое Ушконыр - семья президента называет сегодня этот поселок своим родовым местом. Ну я приехал. Булат был, его последняя жена была. И был там полковник полиции, который практически охранял Булата Назарбаева. В очень высоком чине он был - заместитель начальника управления внутренних дел Алматинской области. Представляете, в такой должности и занимается личной охраной президентского родственника... Вышли мы в поле и вдруг Булат говорит: «Виктор Вячеславович, видите? — и показывает на запад, а там горы такие красивые. — Все это брат мне подарил, всю эту землю». Я говорю: «А как он мог вам подарить эту землю?» Тот ответил: «А вот так!»

- В каком году это было?

- В 2001 ли в 2002 году.

А буквально недавно я читаю в соцсетях, что чабаны, которые пасли на Джайляу свои стада, вдруг получили бумагу, что эта земля частная и они не имеют права там пасти. И фотография как раз этих гор, которые показывал мне Булат Назарбаев. Так что я считаю его одним из главных латифундистов.

- В неофициальных разговорах в списке латифундистов называют еще племянника президента Ахметжана Есимова. Это так?

- Так. И Сергей Кулагин (аким Акмолинской области и бывший аким Костанайской области — ред.) тоже тут замешан. Я думаю, что самые большие по территории земли, которые Назарбаев пытается выставить на продажу, находятся как раз в Костанайской области.

Кстати, очень хорошие плодородные земли в Восточном Казахстане. Почти как в Краснодарском крае. Когда я приехал губернатором в ВКО (Восточно-Казахстанскую область) и начал знакомиться с делами, я был удивлен что фермеры собирают там по 47 центнеров с гектара (для сравнения: в других регионах собирали всего по 7 с небольшим).

Мало того, там были очень мощные, я был так сказал, опытные хозяйства, имевшие десятки тысяч гектаров земель для выращивания семенного фонда. И эти опытные хозяйства, когда я уходил уже из области в министерство ЧС, были ликвидированы министерством сельского хозяйства. Это я считаю была допущена одна из величайших глупостей...

- Почему?

- Эти опытные хозяйства поддерживали семеноводство. Они выращивали семена для засева следующего года. И все эти опытные хозяйства были ликвидированы. Тогда министром сельского хозяйства был господин Есимов. Я, когда встретился с ним, спросил, какова перспектива этих опытных хозяйств и, главное, высокопродуктивных земель, которые были записаны за этими хозяйствами. Он засмеялся и сказал: «Ну как, конечно, приватизация». Тогда мне стало понятно, что это будет за приватизация и кто будет приватизировать. И так во всех областях Казахстана опытные хозяйства были ликвидированы, а самые лучшие земли, конечно, забрали люди, которые руководили этим министерством.

- Вы работали в правительстве с самых первых дней независимости. Какой в то время была земельная политика?

- Когда только развалился Советский Союз и Казахстан стал самостоятельным, Назарбаев (я сам присутствовал при этом разговоре) дал команду срочно все колхозы разогнать. Срочно! Я, помню, тогда возмутился, для чего колхозы разгонять. Это же коллективная собственность, не социалистическая, они прекрасно ведут свое хозяйство, для чего разрушать. Тем не менее была дана команда все разрушить.

И временами прямо до смешного доходило. Когда я пришел работать в ВКО, поехал в свое родное село и увидел, что коровники, которые были возведены в 60 годах, все были зачем-то разломаны. Я спросил, кто принимал участие. Мне сказали, что аким лично приезжал и все под его контролем разрушалось.

- Но зачем Назарбаев дал команду разрушить колхозы?

- Чтобы самые лучшие земли забрать. Это была целенаправленно и глубоко спланированная ситуация. Лучшие земли были объединены в структуры, которыми занималось министерство сельского хозяйства. И думаю, те колхозные земли уже тогда были приватизированы.

- То есть Вы считаете, что идея частной собственности на землю появились уже тогда?

- Да. И скупать на будущих аукционах землю, я уверен, будут конкретные лица. И, кстати, что меня удивило, в земельном кодексе уже заложено понижение цены. То есть земли будут продаваться по заниженным ценам.

- Но зачем этим конкретным лицам скупать землю? Ведь мало кто из них занимается реально аграрным производством.

- Их цель - рента. Один академик российский опубликовал интересные факты, что рента доходит до 70% доходной части, и 90% этой ренты оседает в частных руках. Хотя земля-то общая... Отсюда и социальная несправедливость. В Швейцарии, например, к земле отношение совсе другое.

- А как решают этот вопрос в Швейцарии, можете рассказать?

- Здесь не так много земли, и швейцарцы очень бережно к ней относятся и не дают возможности просто так выводить земли из сельскохозяйственного оборота. Они поддерживают своих производителей, но самое главное - землями владеют кантоны. Федеральная власть не имеет никакого права вмешиваться в этот вопрос.

Важно то, что фермер, претендующий на получение земельного участка должен иметь аграрное образование и опыт работы. Причем по наследству под может передать землю своим детям только при условии, что они тоже будут иметь соответствующее образование и работать на земле. Если дети нарушают правила, то тогда земля принудительно выкупается и снова выставляется на аукцион.

- А фермер может иметь сколько угодно гектаров?

- Нет, здесь очень строго контролируется, кто и сколько скупает участков. Например, я подал заявку, а мне могут сказать: ты уже купил в этом году один участок, хватит. Так они сдерживают объединение земли в одних руках и больше привлекают свежих сил.

Я уверен, что если бы Назарбаев публично показал в срезе, кто и сколько получил земли в Казахстане, и кто из этих получателей имеет аграрное образование, мы все были бы очень удивлены.

- Спасибо за интервью!

Источник - respublika-kaz.info

0 коммент.:

Отправить комментарий