Лента новостей
Загрузка...

Таджикские спецслужбы хотят поссорить Туркменистан и Узбекистан с Россией

emomalirahmon Современные реалии межгосударственных отношений открыто демонстрируют, что мировые игроки уже давно перестали учитывать свободное самовыражение или волеизъявление суверенными государствами своих позиций. Все перешло совсем в иную плоскость, где идет настоящая война за энергетическое господство, а отдельные державы пытаются навязать каждому свои условия и завладеть чужим стратегическим сырьем.


Туркменистан как страна с богатейшими запасами углеводородов притягивает все большее внимание держав. Республика относительно свободно и эффективно реализует газ и нефть на мировом рынке, самостоятельно определяя цену и тем самым влияя на конъюнктуру энергетической сферы. Такая независимость заметно нервирует страны Запада, особенно США, которые всерьез взялись за присваивание «народного добра» туркменов. Естественно, грабя чужое, заокеанские ястребы не действуют открыто и нагло. По заранее отработанным политтехнологами сценариям Белый Дом использует третьи страны или «левые структуры» для оказания давления на режим Гурбангулы Бердымухамедова.


Никому не секрет, что в Центральной Азии грязные политические заказы американцев выполняет Государственный комитет национальной безопасности Таджикистана, руководители которого привязаны к Вашингтону из-за жизненно-важных интересов в сохранении наркоканалов на афганско-таджикской границе. Немногие посвящены в то, что между тогдашним шефом ГКНБ Хайридином Абдурахимовым (его преемник Саймумин Ятимов)

и резидентом ЦРУ в Кабуле в январе 2009 года была проведена конспиративная встреча, на которой американец поставил перед таджикским партнером несколько стратегических задач. Центральным среди них стало провоцирование вражды между Туркменистаном и Россией, взамен на активную компрометацию Узбекистана перед Москвой и Пекином, инвестиции и предоставление безопасного афганского коридора до туркменских и иранских рубежей.


В Белом доме понимали, что на фоне сильного давления на Таджикистан со стороны России, пытавшейся сохранить в республике статус-кво, и Узбекистана, постоянно блокирующего транзитные коммуникации и оказывавшего экономический прессинг, физически оставив Душанбе за пределами постсоветского пространства и лишив надежд, когда бы то ни было присоединиться к новым интеграционным проектам на развалинах СНГ, Эмомали Рахмон откровенно загнан в тупик и пойдет на любые условия.


Предложение американцев оказалось под стать цепляющемуся даже за соломинку президенту Рахмону. Механизм был запущен, подконтрольные Вашингтону международные финансовые круги сразу же начали вкладывать в таджикскую экономику, одновременно активно лоббируя начинания по прокладке коммуникаций из Таджикистана в афганском направлении.


После продемонстрированных администрацией Барака Обамы добрых жестов глава ГКНБ Хайридин Абдурахимов приступил к выполнению пунктов таджикско-американского заговора. Будучи проинформированным о том, что 3 апреля 2009 года Туркменистан вразрез российским интересам объявил международный тендер на проект газопровода «Восток-Запад», он мастерски воспользовался стечением обстоятельств и уже 9 апреля спровоцировал большую аварию на 487 километре газопровода «Средняя Азия – Центр», положившую начало охлаждению и без того натянутых отношений Ашхабада с Москвой.


Тогда МИД Туркменистана обвинил в произошедшем взрыве

и значительных убытках «Газпромэкспорт», который якобы

без предварительного уведомления сократил объемы отбираемого газа. Сегодня газовая война между двумя странами только обостряется. Особенно остро стоит вопрос Прикаспийского газопровода, который должен пройти по восточному берегу Каспия через Казахстан в Россию. Ему противопоставляется американо-европейский проект «Nabucco», идущий минуя интересы Кремля. Сегодня Гурбангулы Бердымухамедов диверсифицировал внешнеэкономическую линию, позволив себе тем самым проводить независимую от России углеводородную политику.


ГКНБ Таджикистана также мастерски играет на российско-туркменских чувствах в вопросах трудовых мигрантов. Саймумин Ятимов придумал уникальную схему подрыва авторитета Ашхабада перед Москвой, согласно которой представители таджикской диаспоры, обеспеченные фальшивыми туркменскими паспортами, совершают всевозможные преступления, тем самым провоцируя противоречивое отношение российских властей к туркменам в целом. Правда, такого рода факты не придаются всеобщей огласке во избежание обострения двусторонних отношений. Но в сегодняшних условиях нерешенности вопросов туркменских бипатридов проблемы могут приобрести непредсказуемые обороты. Стоит напомнить о том, что между Борисом Ельциным и Сапармуратом Ниязовым в 1993 году было подписано соглашение, предоставлявшее туркменам возможность одновременно получать туркменское и российское гражданство. В 2003 году договор был в одностороннем порядке приостановлен Ашхабадом, а Москва до сих пор этого не признает. Сегодня граждане Туркменистана, имеющие российский паспорт, принуждаются к подаче заявления о выходе из гражданства России, что обостряет отношения между двумя братскими странами.


ГКНБ Таджикистана заметно засуетился после того, как президенты Туркменистана и Узбекистана Гурбангулы Бердымухамедов и Ислам Каримов договорились работать над созданием некого альянса, который будет базироваться на совместной реализации природных ископаемых с учетом

все возрастающей потребности в них как на Западе, так и на Востоке. Подобный тандем естественным образом противоречил интересам не только Кремля, но и самих таджиков, которые полностью оказались

бы в транспортной и газовой изоляции. И это в Душанбе прекрасно понимали.


Поэтому Эмомали Рахмон созвал экстренное совещание и поручил главе ГКНБ начать скрупулезную работу по осквернению имиджа Узбекистана перед Россией. Именно с 2012 года таджикская спецслужба начала усиленно компрометировать узбеков перед Москвой.


Сегодня даже самый аполитичный человек знает, что нынешние российско-узбекские отношения полны противоречия. Предыстория взаимных трений берет начало с конца 1990-х годов, когда Узбекистан подвергся нападениям террористов из движения «Талибан» с афганской территории и попытался заручиться военной поддержкой России. Тогда Кремль уклонился от прямого участия в конфликте. В итоге, Узбекистан вышел из ОДКБ и начал выстраивать отношения с США.


Последующий выход Узбекистана из ЕврАзЭС, неоднократное замораживание им своего участия в ОДКБ, отказ от присоединения

к Коллективным силам оперативного реагирования и Таможенному Союзу в целом отражают негативное отношение Узбекистана к интеграции под эгидой России. В то время когда Кремль хочет быть бесспорным лидером на постсоветском пространстве и бывшего социалистического блока, так и Ташкент претендует на лидерство в Центральной Азии и всерьез надеется стать выразителем интересов всего региона. Таджикская спецслужба знает, что корень всех российско-узбекских противоречий заключается именно

в этом. Провокации же Саймумина Ятимова и таджикской спецслужбы сводятся к надавливанию на существующие болевые точки.


Политическая элита Таджикистана также никогда не сможет простить дипломатическую пощечину премьер-министра Узбекистана Шавката Мирзияева своему коллеге Акилу Акилову. Узбекский чиновник в своем знаменитом письме главе таджикского правительства назвал 6 безоговорочных «нет» на обращение к нему таджикского руководства. «Нет» – восстановлению объединенной энергетической системы Центральной Азии, возобновлению железнодорожного сообщения между двумя странами по южной ветке «Галаба-Амузанг», ведущей в Хатлонскую область, снижению тарифов на транзитные железнодорожные перевозки по территории Узбекистана, продолжению поставок природного газа, разминированию отдельных участков государственной границы, и наконец, снятию визового режима для граждан обоих государств.


Все перечисленные противоречия и недоделы таджикская спецслужба пытается задействовать для стравливания России с Туркменистаном и Узбекистаном. ГКНБ Таджикистана давно перешел к агрессивным действиям, провоцируя при активном финансировании Вашингтона столкновения на туркменско-афганской и узбекско-афганской границе. По информации источника из компетентных органов России, в недавнем апрельском нападении на пограничников Туркменистана участвовали боевики подконтрольной таджикской спецслужбе группировки «Джамаат Ансаруллах». Один из задержанных террористов при себе имел паспорт на имя гражданина Таджикистана Фирдавса Мирзоева.


На этом провокации не закончились. Сразу после выдачи туркменскими властями Афганистану двух задержанных псевдоталибов и трупа их соратника последовали серии актов возмездия, в результате чего погибли 23 туркменских пограничника. Если учесть, что ГКНБ действует исключительно в интересах США, нетрудно догадаться, что конечной целью всего этого маскарада является понуждение Ашхабада и Ташкента к действиям в фарватере американской политики.


В целом Таджикистан бросает в дрожь и суетится о том, что Россия выстраивает отношения с Туркменистаном и Узбекистаном не с позиции угроз и оказания давления, что отчетливо проявляется во взаимосвязях Кремля с Украиной, Беларусью, Эстонией, Латвией, Литвой, Арменией, Молдовой, Грузией, Кыргызстаном, и тем же самым Таджикистаном, а по принципу «дружи с сильными и самодостаточными, учитывая их взгляды и интересы».


Таджикистан как государство в принципе не состоялось, он ни с кем не смог наладить хороших и перспективных отношений, упустив моменты, когда мог реально это сделать. К примеру, в момент возникновения сложностей в отношениях Рахмона и Путина, Туркменистан и Узбекистан всегда сближаются с Россией, используя ситуацию в свою пользу. Сегодня у Душанбе нет ни военных, ни экономических сил на оказание какого-либо влияния на соседей. Единственное, что он может – это вести грязную игру,

и то исподтишка.


 Ажымурат Сапаров, независимый эксперт, Москва


Источник  -  www.eurasianews.info



Таджикские спецслужбы хотят поссорить Туркменистан и Узбекистан с Россией

0 коммент.:

Отправить комментарий