Лента новостей
Загрузка...

Бесславная кончина «Фермера»

37575 w300 h200 Печально заканчивается громкая инициатива президента Нурсултана Назарбаева и его подчиненных чиновников создать в Караганде авиационную промышленность на базе авиационного завода «КазАвиаСпектр».



На отчетной встрече акима Караганды перед населением первый заместитель акима Карагандинской области Асылбек Дуйсебаев заявил, что завод «КазАвиаСпектр»  реанимировать невозможно и его исключат из перечня проектов Карты индустриализации, сообщает ИА Tengrinews.kz.


То есть, другими словами, проект лишат бюджетного финансирования, а это неминуемое банкротство совместного предприятия. А как все хорошо начиналось!


Поездка Нурсултана Назарбаева в Караганду 22 ноября 2011 можно сказать принесла сенсацию. Шахтерская столица превращалась в центр авиапромышленности Казахстана. Представляли проект главе государства экс-аким Карагандинской области Серик Ахметов (ныне министр обороны РК) и экс-глава Караганды Бауржан Абдишев (ныне уволен с занимаемой должности «по собственному желанию»).


На презентации завода «Сункар» по выпуску сельскохозяйственных самолетов ТОО «КазАвиаСпектр» елбасы заверил казахстанцев, что в Караганде «со следующего года будут производиться самолеты для сельского хозяйства, следующий этап — выпуск малых пассажирских самолетов, потом — самолеты с реактивным двигателем»».


В проект предполагалось вложить 1,7 миллиарда тенге, запустить производство самолетов «Фермер-2» и «Фермер-500» для сельхозавиации, затем четырехместный многоцелевой самолет «Сункар», а к 2015 году — десятиместный «Экспедишн».


По словам экс-министра транспорта и коммуникаций Казахстана Абельгазы Кусаинова (нынепредседатель Федерации профсоюзов Казахстана) предполагалось  заменить в течение 5—7 лет более трехсот устаревших самолетов «АН-2». Для чего в Караганде собирались в год выпускать 35—50 самолетов «Фермер-2» и «Фермер-500». Партнером в реализации проекта выступает казанская фирма «МВЕН».


Однако время шло, бюджетные деньги расходовались, а совместное казахстанско-казанскоепредприятия продолжало кормить общественность и чиновников завтраками. Так, директор ТОО «КазАвиаСпектр» Александр Ващенко уверял казахстанцев, что не стоит покупать самолеты за рубежом и «подсаживаться на иглу», а надо заменить в Казахстане «минимум 400 специализированных сельскохозяйственных самолетов». «На своем же производстве все это будет у нас свое», — излучал оптимизм г-н Ващенко.


Затем он несколько скорректировал планы и уверял журналистов, что “в мае 2013 года начнутся первые пробные полеты. Выход на проектную мощность — к 2014 году”. “Мы осознаем свою ответственность и перед учредителями, и перед государством”, — пафосно заявлял россиянин.


В конце концов не дождавшись никаких зримых результатов деятельности авиазавода терпение лопнуло у главы государства, и в октябре 2013 года президент Назарбаев на памятном заседании правительства чихвостил чиновников в хвост и гриву. «В Караганде, например, завод по производству самолетов «Фермер», который с гордостью в свое время показывал Серик Ныгметович, выпустил всего один аэроплан. И тот, говорят, не летает, сел на одно крыло. Зачем такая показуха нужна, если оно (предприятие) не работает!» — метал гром и молнии елбасы в адрес экс-премьера РК Серика Ахметова.


И тут начался второй акт «разборки полетов». Министерстве индустрии и новых технологий РК обвиняло фирму МВЕН, что та не предоставила «полного пакета технической документации», на самом авиазаводе «Сункар» в Караганде, тоже недолго думая, все промахи стали валить на российских партнеров и жаловаться, что отсутствует сертификат на серийный выпуск аэропланов и чертежи, по которым нужно собирать самолет.


Неожиданно спустя два года после открытия авиазавода выяснилось, что за  2 миллиона долларов купили технологию и чертежи где «очень много ошибок и недочетов, которые не позволяют здесь у нас собирать самолеты», — сетовал журналистам заместитель директора по производству ТОО «КазАвиаСпектр» Андрей Глушень.


И только экс-аким Карагандинской области Бауржан Абдишев твердо заявлял, что «мы, добьемся выполнения обязательств со стороны партнеров» и недрогнувшей рукой объявлял выговоры своим заместителям «за неудовлетворительную работу по организации производства продукции заводом «КазАвиаСпектр», словно сам не был причастен к запуску «прорывного проекта». Заодно поручил установить на заводе видеокамеры, чтобы за рабочими следили в областном управлении предпринимательства.


Этакое ноу-хау, дабы работа кипела, но вот ведь незадача — самолеты все равно не взлетели, зато слетел со своей должности сам г-н Абдишев, после того как его покровитель Серик Ахметов лишился кресла главы правительства.


Между тем, не успев выпустить ни одного самолёта, ТОО «КазАвиаСпектр» уже задумывается о производстве пассажирской авиатехники с компанией «Pipistrel» (Словения) и Rotax (Австрия) по вопросу возможности реализации совместного проекта по организации серийного производства сельскохозяйственных самолетов AgroMaster, а совместно с АО «Казахстан Инжиниринг» прорабатывается вопрос по сборке и сервису беспилотных летательных аппаратов. И в то же самое время г-н Ващенко продолжает уверять, что к 1 октября 2014 года планируется выпуск первого самолета «Фермер-2», а к сентябрю 2015 года карагандинский авиазавод должен выйти на запланированную мощность.


Каким образом это произойдет, если проект исключили из Карты индустриализации, загадка, однако. Такое впечатление, что чиновники лихорадочно пытаются спасти открытый с большой помпой, но ныне бездействующий авиазавод. Ведь никто так вразумительно и не ответил, почему проект без необходимой документации был включен в программу индустриализации и на него потратили свыше двух миллиардов бюджетных тенге.


Возвели производственные мощности, провели в ангар свет, дали тепло, обучили людей —  и все  это закончилось полным провалом. Причем главные лоббисты авиазавода Серик Ахметов и Абельгазы Кусаинов продолжают занимать высокие государственные посты. И кто понесет ответственность за разбазаривание денег налогоплательщиков?


Сергей РАСОВ


Источник  -  respublika-kaz.info




Бесславная кончина «Фермера»

0 коммент.:

Отправить комментарий