Лента новостей
Загрузка...

Быть ли Туркмении «второй Швейцарией»?

KJxIDWRIjXhke6W0q7A8Sw На заре независимости Кыргызстан гордо именовал себя «второй Швейцарией», намекая на красивый горный ландшафт и высокий потенциал туризма и альпинизма. После того, как недавно в киргизских горах рухнул военный вертолет, спасавший оставшегося в горах альпиниста, киргизы перестали бить себя кулаками в грудь.


Зато теперь на лавры «второй Швейцарии» претендует Туркменистан. Ведь эта страна является государством с нейтральным статусом и всячески подчеркивает эту внешнеполитическую позицию во всех регламентирующих документах. Какие цели преследует при этом правительство страны, придерживаясь данного статуса, и какие выгоды или пользу принесет народу Туркменистана этот нейтралитет?


Резолюция №50/80 «О постоянном нейтралитете» официально принята в отношении Туркменистана Генеральной Ассамблеей ООН 12 декабря 1995 года. Действующая военная доктрина Туркменистана подписана в январе 2009 г. и в целом также подчеркивает нейтральные внешнеполитические позиции. Она имеет оборонительный характер и предусматривает отказ от вхождения в военные союзы и блоки, производства и распространения ОМУ, участия в локальных и региональных конфликтах и размещения на своей территории иностранных военных баз.


Вместе с тем, этот документ допускает в будущем переход на контрактную основу несения службы и планирует оснащение армии новейшими образцами вооружения. Зачем строятся такие перспективы – непонятно, ведь наш нейтралитет, по идее, должен обеспечивать гарантии о ненападении со стороны других государств или каких-либо внешних сил.


Рассмотрим в качестве примера Швейцарию с ее нейтральной позицией. На территории этого государства содержатся капиталы, то есть реализуются определенные интересы большого количества государств мира, в том числе ведущих держав. Этот факт является гарантией обеспечения безопасности страны и позволяет ей оставаться нейтральной. В связи с этим Швейцария может позволить себе отказаться от содержания боеспособной армии, имея ее в количественном и качественном состоянии, достаточном только для ритуальных процедур.


В свою очередь, весь официальный Ашхабад предпочитает, как говорится: «и рыбку съесть, и руки не запачкать», то есть кричать на всю мировую округу о нашем нейтралитете с одновременным выделением огромных государственных (народных) средств на военные расходы, вместо того чтобы поднять материальный уровень населения.


Зададимся вопросом, нужен ли этот нейтралитет и какую пользу он несет для народа Туркменистана? Ответ прост – «Нет от него никакой ни выгоды, ни пользы», так как республике и народу по- прежнему продолжает угрожать большое количество факторов.


Согласно военной доктрине, основными угрозами для страны являются развязывание локальных и крупномасштабных войн, формирование и укрепление -сепаратистских и других движений, усиление национального, этнического и религиозного экстремизма, распространение оружия массового поражения и средств его доставки, а также обострение информационного противоборства.


Говоря конкретнее и наиболее приземлено к нынешней обстановке вокруг Туркменистана, на сегодняшний день наиболее реальными угрозами, для защиты от которых могут быть применены вооруженные силы, являются притязания Ирана, Азербайджана и Казахстана на уменьшение туркменской доли Каспия, а также периодические вылазки незаконных вооруженных формирований с территории сопредельного Афганистана.


Несмотря на эти угрозы и достаточно высокую степень вероятности перерастания их в реальные вооруженные конфликты, боеспособность армии Туркменистана продолжает оставаться далеко не блестящей. Так, по оценкам экспертов авторитетного информационного агентства «Army-news», вооруженные силы Туркменистана смогут отразить вторжение небольших вооруженных групп, но неспособны самостоятельно выдержать локальный конфликт, даже со своими соседями. Агентство отмечает, что в реальности армия Туркмении по уровню боеспособности превосходит лишь армии Киргизии и Таджикистана. На наш взгляд это также является очень сомнительным, так как бойцы армий данных государств имеют большую практику ведения боевых действий, чего не скажешь о туркменских парадно- показательных, «потешных» войсках.


Необходимо согласиться с тем, что за счет масштабного экспорта нефти и газа политическое руководство Туркменистана не испытывает затруднений с финансированием армии. Однако вооруженные силы страны продолжают разлагаться вследствие больших проблем, которые наряду с процветающей коррупцией и воровством, заключаются в низком уровне подготовки военных специалистов и недостатке запасных частей для вооружения и военной техники.


Практически, эти моменты делают небоеспособными все закупаемые образцы бронетехники, самолетов, вертолетов и другого вооружения, основанного на современных технологиях. Другой проблемой оборонного ведомства данного государства является острый призывной дефицит, причинами возникновения которого выступают сокращение рождаемости, открытие военных кафедр при высших учебных заведениях страны, предоставление молодежи возможности обучаться за рубежом, а также большое количество трудовых мигрантов призывного возраста.


Ранее, указанная проблема решалась за счет призыва на воинскую службу юношей, достигших 17-летнего возраста, но в связи с увеличением сроков обучения в средних школах Туркменистана с 10-ти до 12-ти лет, вопрос призыва обострился до кризисного уровня.


Резюмируя изложенное, необходимо подчеркнуть, что современное состояние армии Туркменистана оставляет желать лучшего, а её нейтралитет практически никак не выполняет функцию обеспечения безопасности. Так что вопрос о том, «Кто защитит Туркменистан – нейтралитет или армия?», в лучшем случае остается открытым, а в худшем мы получаем достаточно объективный ответ – «Никто!»


Выходит, не суждено Туркмении стать «второй Швейцарией» не только потому, что в пустынях Каракумов нет горного туризма, но и потому, что Швейцария является хранилищем финансовых резервов сильных мира сего, а Туркмения кладовой мировых запасов газа, на которые одновременно алчно взирают Россия, Китай, ЕС, Иран. Вот и вся разница.


Мырат Гелдиев


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Быть ли Туркмении «второй Швейцарией»?

0 коммент.:

Отправить комментарий