Лента новостей
Загрузка...

Подвергнутая санкциям Россия тянет Казахстан вниз за собой?

92414 0 06667894444 Российская экономика начинает трещать под давлением экономических санкций, наложенных Западом в связи с украинским кризисом, и в Казахстане задаются теперь вопросом: не принесет ли агрессивная геополитическая политика Кремля Астане слишком много экономических проблем?


Примерно через три месяца Казахстан вместе с Россией и Беларусью должны образовать Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – амбициозную организацию свободной торговли, которая станет логическим продолжением существующего уже между ними Таможенного союза. Официально данная структура начнет отсчет своего существования 1 января.


Еще несколько недель тому назад власти в Астане во главе с президентом Нурсултаном Назарбаевым превозносили достоинства будущего экономического союза, представляющего рынок с населением 170 млн человек и совокупным ВВП 2,7 трлн долларов. Но теперь – когда в России начали «кусаться» западные санкции, негативно сказываясь на сопредельных государствах – скептики начинают задаваться вопросом о том, что же Казахстан получит от экономической интеграции с Москвой.


«Если раньше еще можно было обсуждать, лучше или хуже ЕАЭС для Казахстана, то сейчас уже совершенно ясно, что он станет серьезной помехой, – сказала EurasiaNet.org директор Центрально-Азиатского центра исследований при алматинском университете КИМЕП Наргис Касенова. – Казахстан связал свою судьбу с Россией, которая положила свою экономику на алтарь чрезмерно амбициозных геополитических целей».


«Экономический союз с Россией вдруг стал походить на тяжелую политико-экономическую обязанность», – разделяет этот взгляд аналитик по Казахстану Алекс Найс (Alex Nice) из Economist Intelligence Unit – аналитического подразделения британского журнала Economist.


Казахстан определенно ощущает негативные политические последствия украинского конфликта: похоже, даже Назарбаев, традиционно являвшийся стойким союзником российского руководителя Владимира Путина, давно и решительно выступающим за экономическую интеграцию с Россией, стал занимать более настороженную позицию. Самым четким на данный момент признаком испытываемого им дискомфорта явилось публично озвученное соображение, что Казахстан может рассмотреть вопрос о выходе из союза, если правительство сочтет, что членство в этой организации подрывает суверенитет республики.


Объем экспорта Казахстана в Россию уже снижается: в первом полугодии 2014 года он упал на 21 процент по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Серьезное же обесценивание рубля может лечь дополнительным бременем на казахстанский тенге, уже немного сдавший в этом году свои позиции.


«Казахстанская экономика в любом случае должна была замедлиться в этом году в условиях снижения темпа роста реальной заработной платы и сокращения добычи и экспорта нефти», – отмечает Алекс Найс. Но события в России «несомненно оказали свое негативное воздействие», подчеркивает он. «Самое очевидное воздействие заключается в снижении спроса на казахстанский экспорт в связи с новым замедлением российской экономики в результате санкций», – добавил аналитик.


По данным статистического ведомства Казахстана, в первом полугодии текущего года товарооборот Астаны с Россией сократился на 24,6 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Одновременно с этим темпы роста снижаются и в Казахстане, и в России: в Казахстане темпы роста ВВП в первом полугодии 2014 года соответствовали лишь двум третям запланированного годового показателя в 6 процентов.


Руководители бизнеса и обозреватели выражают обеспокоенность, что наложенные на Россию санкции начнут отпугивать инвесторов от региона в целом. «Западные компании с меньшей готовностью будут вкладывать деньги в Казахстан, западные банки будут с большей осторожностью предоставлять займы казахстанским банкам», – полагает Наргис Касенова.


Астана гордится своими добрыми взаимоотношениями как со странами Запада, так и с Россией и Китаем, и не имеет желания рисковать ради Кремля своим дипломатическим статус-кво. Европа является также важным рынком, на который в прошлом году приходился 41 процент казахстанского экспорта и 54 процента импорта республики. «Взаимный обмен санкциями между Россией и Западом является реальной проблемой для Казахстана, который не заинтересован в свертывании экономических связей с США и Евросоюзом», – сообщил EurasiaNet.org Алекс Найс.


Стремление сохранить «многовекторный» внешнеполитический курс, судя по всему, сыграло свою роль в решении Астаны не присоединяться к введенному Россией запрету на ввоз продуктов питания из стран Запада. Существуют также и признаки, свидетельствующие о том, что казахстанские власти недовольны повелительными и своенравными, на их взгляд, действиями России.


«Не похоже, чтобы Кремль посоветовался с властями Казахстана перед тем, как вводить запрет на ввоз пищевых продуктов, – добавляет Алекс Найс, – при том, что это может негативно сказаться на цепочке поставок Казахстана, а члены ЕАЭС вроде бы должны координировать друг с другом свою торговую политику».


Вопрос с запретом на ввоз продуктов питания укрепил создавшееся у многих в Казахстане впечатление, что Россия стремится доминировать в ЕАЭС – как в экономическом, так и в политическом плане. Как свидетельствуют данные статистики, членство в Таможенном союзе принесло Астане определенные дивиденды, но Москва получила от ТС гораздо больше.


Существующий баланс двусторонней торговли сильно склоняется в пользу Москвы: в прошлом году доля России в объеме казахстанского импорта составила 36 процентов, а экспорта – лишь 7 процентов. При этом объем российского экспорта в Казахстан (на сумму в 17,7 млрд долларов) втрое превышал сумму экспорта Казахстана в Россию (5,8 млрд долларов). Что касается товарооборота между Беларусью и Казахстаном, то Таможенный союз принес пока ничтожные результаты: доля Беларуси в объеме казахстанского экспорта составила в прошлом году всего 0,1 процента (57 млн долларов), а импорта – 1,4 процента (682 млн долларов).


Многие руководители казахстанского бизнеса приветствовали открытие российского рынка, другие же – в том числе сельхоз- и автопроизводители – сетуют на российский протекционизм, хотя ТС теоретически должен обеспечивать равные для всех условия.


Союз вносит смуту и в попытки Казахстана диверсифицировать свою экономику, полагает Алекс Найс. «Что Казахстану по-настоящему нужно, так это развивать товарооборот с остальным миром за пределами сырьевого сектора, а Таможенный союз осложняет этот процесс», – отмечает он. Согласно исследованию Всемирного банка, в рамках ТС Казахстан повысил свои торговые тарифы в среднем с 6,7 процента до 11,1 процента. Присоединение к Таможенному союзу отодвинуло вступление Астаны в ВТО еще на несколько лет; теперь Казахстан надеется завершить этот процесс в нынешнем году.


«Совокупное воздействие Таможенного союза на Казахстан носит негативный характер, который в свете ухудшения экономической ситуации в России обещает стать еще негативнее», – прогнозирует Наргис Касенова.


Джоанна Лиллис


Источник  -  russian.eurasianet.org



Подвергнутая санкциям Россия тянет Казахстан вниз за собой?

0 коммент.:

Отправить комментарий