Лента новостей
Загрузка...

Таджикистан уходит за «китайскую стену»?

kitay tajikistanan 888623 Визит председателя КНР Си Цзиньпиня в Таджикистан с интересом и тревогой отслеживается в России и странах Средней Азии. В свое время Россия объявила о том, что она становится для Кыргызстана «крестным папой». Что из этого вышло? Кыргызстан перессорился со всеми соседями, в надежде на поддержку «папы Вовы». Кто знает, какие амбиции появятся у Таджикистана, если «папа Си» объявит о том, что с такого-то дня Душанбе становится «приемным сыном» Пекина?


В «Независимой газете» вышел материал Виктории Панфиловой под символичным заголовком «Таджикистан становится сырьевым придатком Китая». Причина ревности Москвы вполне понятна – ей хотелось бы, чтобы Таджикистан оставался сырьевым придатком России, исправно поставлял ей алюминий для самолетов, прочие драгметаллы за бесценок. Ведь обстановка экономических санкций от ЕС и США вынуждает Путина задуматься о том, где покупать алюминий, как строить самолеты, та же Франция отказалась ему продавать «Мистраль».


Панфилова «выстреливает» цифрой в 2 миллиарда долларов, оценивая в эту сумму объем товарооборота между Китаем и Таджикистаном. Однако к этой цифре нет комментариев, кто кому и на какую сумму продал. Сдается, в реальном раскладе это будет сильно походить на дорогу с односторонним движением, поскольку Таджикистану практически нечего предложить своим соседям на продажу.


Предвидя такую постановку вопроса, Панфилова бубнит нечто насчет богатых гидроресурсов Таджикистана и призывает китайские компании к активному участию в строительстве средних и малых ГЭС в этой стране. Но в отличие от Виктории, китайские энергетики умеют считать не только их возможные прибыли, но столь же возможные риски. Пример российских коллег, построивших таджикам Сангтудинскую ГЭС, где хозяева набрали в долг электроэнергии на десятки миллионов долларов и не желают платить по счетам, отнюдь не вдохновляет их. А есть еще пример иранских энергетиков, тоже с огромным трудом выбивающих из прижимистых таджиков миллионы долларов своих кровных денег за добытую электроэнергию.


Возникает впечатление, что Виктория Панфилова прекрасно помнит об этой неприглядной истории, однако упорно продолжает стращать мировое сообщество угрозой экономической экспансии Китая. При этом напрягает и соседей Таджикистана перспективами достройки Рогунской ГЭС, которую в свое время грозились достроить и Медведев с Путиным. Читаем: «Не исключено, что Душанбе может предложить Пекину инвестировать и в строительство Рогунской ГЭС. Тем более что в начале сентября эксперты Всемирного банка обнародовали итоги международной оценки проекта Рогунской ГЭС, согласно которым при соблюдении норм безопасности этот объект строить можно. Таким образом, Душанбе обзавелся серьезным аргументом в региональных спорах по Рогунской ГЭС».


Ну, пока еще не обзавелся, хотя вполне может и обзавестись. Конечно, Душанбе может предложить Пекину сделать инвестиции в Рогунскую ГЭС, но Пекин может обещать таджикам; подумать над этим предложением. Ведь обещания ни к чему не обязывают. Поживем, увидим.


Говоря о возможностях закачки таджикского газа в Китай, автор снова делит «шкуру неубитого медведя». Этот газ с Бохтарского месторождения еще надо начать добывать. Сомнительно, чтоб «Газпром» и Миллер упустили свою выгоду, будь в Таджикистане достаточно запасов природного газа.


Относительно участия китайцев в сельском хозяйстве Таджикистана. В этой горной стране не настолько много полезной земли, чтобы поддержать к ней интерес миллиардного Китая. А Минсельхоз Таджикистана показывает свою полную несостоятельность словами о том, что после хлопка якобы на земле ничего не растет. Чиновникам достаточно поднять книги, где написано о хлопково-люцерновом севообороте, чтобы восстановить плодородие своей земли. Но им гораздо приятнее получить «откаты» от мандаринов, чем давать своим дехканам ковыряться в земле. Пусть за них это сделают китайцы.


Политолог Сергей Жильцов пытается угадать корни такой щедрости китайцев, ведь предприимчивые люди не занимаются благотворительностью в чистом виде. Читаем: «Предоставлением кредитов Пекин, по сути, заталкивает Таджикистан в долговую яму, которая приведет к кабальной зависимости республики. Учитывая обстоятельство, что у Душанбе нет денег и их появление в определенных объемах и не предвидится, то расплачиваться, очевидно, придется допуском китайской стороны к сырьевым ресурсам, передачей контрольных пакетов акций стратегических предприятий или уступкой под контроль Китая отдельных транспортных маршрутов, пролегающих по таджикской территории, – участками шоссе и стратегическими тоннелями на горных перевалах».


Если отмести первые два предположения, как смешные, то третья версия кажется вполне возможной. Таджикистан нужен Китаю больше в роли территории для прокладки шоссейных и железных дорог для вывоза сырья из Афганистана, куда Китай устремится после выхода войск НАТО.


Понятно, что народ на транзитной территории не должен голодать, чтобы не создавать проблемы на пути следования «китайского экспресса».


А России остается давиться слюной и проклинать Китай. Как делает это Джошуа Кучера, разместивший на сайте “EurasiaNet” материал под очень знаковым заголовком «Китай наращивает объемы военной помощи Киргизии и Таджикистану». Любопытно, что когда Путин заявил о желании выделить 1,1 миллиарда долларов для вооружения Кыргызстана, то господин Кучера не вопил об этом на своем сайте. Или когда говорили о том, что Россия дает Таджикистану оружия на 200 миллионов долларов, это не волновало Кучеру. .


Зато теперь, когда Китай оплатил постройку многоквартирного дома для военнослужащих в Бишкеке и обещал Киргизии дополнительно военной помощи на сумму $16 млн., это сразу взволновало американского автора. Ну, просто «неправильный американец» какой-то! Наверное, скрытый поклонник Путина и Новороссии.


Кучера даже успел покритиковать сданный 108-квартирный дом для военнослужащих киргизской армии, подчеркнув, что полы в нем выложены кафелем. Наверное, китайцы строили туалет, а потом переделали под жилье. И еще он забыл возмутиться, почему дом на 108 квартир? Это что, намек на невысокие умственные способности киргизов?


Впрочем, создается впечатление, что и Кучера недалеко уехал от тех же киргизов, если считает наращиванием военной помощи сумму в 16 млн. долларов на фоне 1,1 млрд. и 200 млн. долларов от России. Это ж подачка!


Почему Россия озабочена ростом активности Китая в Средней Азии? В этом отношении есть одно предположение. Путин надеялся продолжать под шумок стравливать страны региона между собой и наращивать присутствие своих войск в Средней Азии, но активизация Китая может помешать этому.


На фоне того, как президент Кыргызстана в своем поздравлении киргизам по случаю праздника независимости сделал рефреном речи идею о том, что «Москва за нами», теперь в Бишкеке с опасением ожидают того, что и президент Таджикистана после отъезда председателя КНР из Душанбе изо всех сил возопит «Пекин за нами!»


Тогда бедным киргизам не позавидуешь. Голодные таджикские бабы в мгновение ока могут оставить одни скелеты от бедных киргизов, если только почувствуют, что им за это ничего не будет. Думается, «папа Си» окажется чуть благоразумнее Путина, и не вселит им эйфорию вседозволенности…


Саидшо Махмадшоев


Из почтового адреса редакции


Источник –  Союз независимых журналистов



Таджикистан уходит за «китайскую стену»?

0 коммент.:

Отправить комментарий